- ГЭС, США, Сирия, армия, газ, для, за, из, как, которые, марс, на, на ВСУ по ДНР этом, на кто тех, на по ДНР что Народной, на что США по для, на что из по этом, на что по для будет, на что по для из, на что по из США, не, не что для как от, не что по это как, не что потока «Северного «Северный, нефтегаз, нефть, по, природа, российские, российского, территории, того, том, тэк, что, что заявил, что не США это по, что не том, что не это по как, это
Показать все теги
-
Режим КТО введён в Дагестане: проведена эвакуация граждан (ВИДЕО)
Спецназ ФСБ заблокировал террористов в квартирах -
«Связка прочна как никогда»: что Россия и Китай готовят Западу
Глава российского МИД Сергей Лавров завершил -
Новые кадры с места проведения спецоперации в Дагестане: боевики выявлены после теракта 22 марта (ВИДЕО)
Как сообщала «Русская Весна», в результате -
Столтенберг созывает заседание Совета «Украина-НАТО»
Генсека об этом попросил Зеленский. -
Инспекция в Алтайском крае: Шойгу потребовал привлечь к ответственности виновных в срыве сроков в сфере ОПК
При этом объём выпускаемой продукции на одном из
Как советский «Гомер» ошарашил США
- Опубликовал: Energy
- Дата: 17-03-2016, 17:30
- Категория: Новости, Политика » Как советский «Гомер» ошарашил США
17.03.2016, ТРК «Звезда».
Ми-12 (официальное название B-12, по классификации НАТО – «Homer») — самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт в мире, который поражает не только своими размерами, но и смелостью конструкторской мысли. Эта машина была символом мощи Советского Союза, а рекорды, поставленные на ней, остаются непокоренными до сих пор. Историю легендарного «Гомера» читайте на сайте «Звезды».
В 1960-е годы в СССР создавались ракетные войска стратегического назначения. Стартовые площадки строились в самых удаленных частях страны, подальше от глаз вероятных противников, а значит, в сотнях километров от аэродромов. Перед военными встал вопрос, каким образом доставить с завода до стартовой позиции неразборную баллистическую ракету, ведь тогда ни один самолет и вертолет не имел грузоподъемность в 40-50 тонн и грузовую кабину нужных размеров. Нескольким конструкторским бюро было поручено создание проекта сверхтяжелого вертолета, которыми в итоге стал Ми-12.
Последний проект гения
Предполагалось, что до аэродрома ракету доставит самолет Ан-22 «Антей», а после этого вертолетом она отправится на стартовую площадку. В целях конспирации перегрузку планировалось вести «стык в стык», чтобы груз для посторонних оставался тайной. Кроме того, идея создания тяжелого вертолета очень понравилась командованию практически всех родов войск, ведь он позволял бы в любой момент перебросить в любую точку на карте не только легкую бронетехнику, но и тяжелые танки, артиллерию и сотни солдат.
Ми-12 стал последним вертолетом Михаила Миля, творческой судьбе которого могли бы позавидовать конструкторы всего мира. Начиная с 1960-х годов каждая его машина становилась мировой сенсацией. Под его руководством были созданы Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10 и другие вертолеты, причем тысячи из них летают до сих пор. На момент создания Ми-12 Михаил Миль был уже всемирно признанным конструктором, специализирующимся на средних и тяжелых вертолетах. Во многом именно поэтому в конкурсе победило именно его КБ.
На волосок от гибели
Максимальный взлетный вес машины составлял фантастические 105 тонн, а в грузовой кабине и на внешней подвеске можно было перевозить грузы общей массой до 41 тонны. Для сравнения, вес РСЗО «Град» около 10 т., БТР-80 – 13 т., армейского ЗиЛа – 6 т., танка Т-72 – 41 т., вагона метро – 34 т.
Скорость, с которой был реализован этот громадный проект, поражает: между постановлением правительства о его создании в 1962 году и первым полетом винтокрылого гиганта прошло всего пять лет. Потрясает вертолет и своими размерами и мощью: диаметр несущих винтов — 35 м., длина фюзеляжа – 37 м (ширина футбольного поля — 45 м).
Суммарная мощность 4 двигателей, вращавших огромные 5-лопастные винты со скоростью 200 оборотов в минуту равнялась 26 тысячам лошадиных сил. В грузовом отсеке размером 28,15 х 4,4 х 4,4 метра могли разместиться 196 солдат, крейсерская скорость Ми-12 составила 260 км/ч, дальность полета – 1000 км.
Однако первый полет чуть не закончился трагедией. Оторвавшись от земли, вертолет почти сразу начал терять управление. Лётчик-испытатель В. П. Колошенко совершил с высоты 10 м жесткую посадку на одно колесо, в результате чего разрушился его обод (зарубежные СМИ поспешили сообщить о разрушении всей машины).
Причиной катастрофы оказался неизвестный ранее вид автоколебаний типа «система управление – конструкция». Ошибка была связана с тем, что создание опытных образцов в те времена опережало научные исследования. Несмотря на то, что причину неудачи установили уже через несколько часов, на ее устранение конструкторам потребовался год.
6 августа 1969 Ми-12 поднял груз в 44 205 кг на высоту 2255 м, установив мировой рекорд грузоподъёмности для вертолётов, который не побит до сих пор. Стоит отметить, что масса полезной нагрузки самого грузоподъемного вертолета в истории США CH-47 Chinook не превышает 12,2 тонн.
Ошарашенные американцы
Вертолет был показан на 29 международном салоне в Ле Бурже в 1971 году, где произвел настоящий фурор. Американцы в этот год привезли во Францию широко разрекламированный Boeing Vertol CH-46 и были ошарашены тем, что машина Миля превосходит его почти по всем параметрам. К Ми-12 выстроилась километровая очередь посетителей, а сын знаменитого конструктора вертолетов Сергей Сикорский сказал: «Перед инженерно-техническим достижением, которым является Ми-12, можно только снять шляпу!» Американская делегация наградила ОКБ Миля «Призом И.И. Сикорского», который вручается за выдающиеся достижения в вертолетостроении.
Получить награду Михаил Миль не смог: он умер 31 января 1970 года в возрасте 60 лет. Проблемы со здоровьем, по воспоминаниям сослуживцев, были во многом связаны с тем, что каждую неудачу конструктор переживал долго и мучительно, и особенно его подкосил первый неудачный полет Ми-12.
Памятник конструктору
Несмотря на видимый успех программы, она была признана советским правительством неэффективной. К этому времени у военных появились более легкие стратегические ракеты на мобильных пусковых установках, а потребности народного хозяйства полностью закрывали Ми-6 и Ми-10. Ряд ракет, под которые разрабатывался Ми-12 были сняты с вооружения, а КБ Миля было загружено внедрением в серию боевого вертолета Ми-24. Кроме того, «на пятки» Ми-12 «наступал» вертолет нового поколения Ми-26, которых хоть и имел меньшую грузоподъемность, но был значительно экономичнее.
Всего было построено два опытных экземпляра Ми-12. Один из них был передан в музей ВВС в Монино, другой находится в подмосковном Томилино на территории Московского вертолётного завода. Несколько лет назад в день рождения Михаила Миля вертолет в Томилино был превращён в музей.
Автор: Кирилл Яблочкин
Смотрите также:
Также рекомендуем:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.