Реклама

Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое
 
» » Океанский исполин: как «Адмирал Кузнецов» опередил свое время
0

Океанский исполин: как «Адмирал Кузнецов» опередил свое время




Океанский исполин: как «Адмирал Кузнецов» опередил свое время

04.12.2016, ТРК «Звезда».


Единственный в составе Военно-Морского флота России авианосец — тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — за свою историю сменил несколько названий. Сегодня он носит имя прославленного советского флотоводца времен Великой Отечественной войны Николая Герасимовича Кузнецова.


Это, без преувеличения, уникальный корабль: он способен одновременно эффективно проводить воздушные операции, поражать крупные надводные цели, защищать корабельные соединения от нападения с воздуха и моря.


Много шума недавно наделал его поход в Средиземное море, к месту несения боевой службы. Особенно истерили западные СМИ, которых, похоже, напугал один только вид российской эскадры.


Океанский исполин


О том, что силы ВМФ России привлечены к выполнению задач по уничтожению террористической группировки ИГИЛ (запрещена в России), сообщалось уже не раз. Удары по позициям боевиков ракетами «Калибр» наносили фрегат «Адмирал Григорович», подлодки класса «Варшавянка», ракетные корабли Каспийской флотилии. Кроме того, в операции были задействованы гвардейские ракетные крейсера «Москва» и «Варяг», входящие в состав Черноморского и Тихоокеанского флотов.


И вот пришла очередь показать себя «Адмиралу Кузнецову». Отряд кораблей Северного флота, куда вошли тяжелый атомный крейсер «Петр Великий», два больших противолодочных корабля — «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», другие корабли и суда обеспечения, отправился в поход 15 октября этого года. В состав этой внушительной армады вошел и наш тяжелый авианесущий ракетный крейсер.


На борту — почти три десятка самолетов и 25 вертолетов, ракеты «Гранит», способные уничтожить авианосную группу противника, мощнейшая система ПВО и противолодочной обороны. И это лишь часть его арсенала. Интересно, что этот авианосец нередко сравнивают с многоэтажным жилым домом. «Жильцов», то есть, членов экипажа, здесь — под две тысячи человек!


Впечатляют и размеры этого океанского исполина: более трех сотен метров в длину и свыше семидесяти в ширину. Общая длина коридоров крейсера превышает 16 километров! Если бы ТАВКР каким-то образом зашел в акваторию Москвы-реки и пришвартовался у Кремлевской набережной, то его нос оказался бы у Тайницкой башни, а корма — у Водовзводной.


Кстати, в списке самых крупных авианосцев мира «Адмирал Кузнецов» занимает почетное второе место: больше него только американские корабли класса Nimitz. Французский Charles de Gaulle и итальянский Giuseppe Garibaldi габаритами существенно меньше. При этом по скорости «Кузнецов» не уступает ни одному из них. Она может составлять до 32 узлов (59 км/ч), что для корабля водоизмещением в 61,3 тысячи тонн — более чем внушительно.


Скорость заднего хода авианосца – 35 км/ч, а это тоже серьезный показатель. Говорят, что во время похода корабельной группы, в составе которой находится «Кузнецов», другие корабли размещаются от него на значительной дистанции. Дело в том, что волна, которую создает в движении авианосец, способна негативно повлиять на ходовые качества соседей.


Опередивший время


Первый командир авианесущего крейсера (в 1987-1992 годах) Виктор Ярыгин, ныне вице-адмирал в отставке, вспоминает свой первый опыт управления кораблем. «Если сравнивать с моими предыдущими кораблями, то он проще управляется, лучше реагирует на изменения — на закладку руля, на скоростные элементы, когда ход увеличиваешь, уменьшаешь. То есть по управляемости он хороший», — отмечает адмирал. Специально для «Кузнецова» был создан особый винт.


Как рассказал начальник лаборатории ходкости Государственного научного центра имени Крылова Сергей Капранцев, на специальной установке были определены требуемые параметры изделия и его механические характеристики. Диаметр винта составляет 6 метров, вес — 30 тонн, а всего у корабля таких винтов четыре.


По мнению специалистов, все разговоры о том, что наш корабль устарел морально и физически — не более чем досужие домыслы. В США авианосцы, построенные во времена Второй мировой, дослужили до начала 1990-х годов, а основу нынешнего авианосного флота страны составляют авианосцы класса Nimitz, разработанные в 1960-х. К тому же некоторые технологии, примененные на нашем ТАВКР, опередили время. Это касается, к примеру, трамплина на конце корабельной ВПП.


Как отмечает начальник отдела Крыловского центра Владимир Пепеляев, до этого полноценные авианосцы с трамплином никто не делал. Фактически это обычная взлетная полоса, только загнутая в конце кверху. Примерно с таких же взмывают вверх лыжники при прыжках с трамплина. Подобная конструкция ВПП позволяет «Адмиралу Кузнецову» (единственному в мире) размещать на борту даже тяжелые истребители.


У авианосцев США в системе взлета применена катапульта, однако ее возможности ограничены. Еще один оригинальный элемент на российском крейсере — активные успокоители качки. По словам Владимира Пепеляева, они предназначены для того, чтобы в сложных метеорологических условиях авиации могла выполнять свои задачи, взлетать и садиться с палубы.


Крылья «Кузнецова»


Сегодня авиационное крыло ТАВКР комплектуется палубными истребителями Су-33, а также многофункциональными истребителями МиГ-29К. Впервые в состав авианосной группы вошли и вертолеты Ка-52, причем их новейшая палубная модификация — Ка-52К «Катран». Первый полет этих машин состоялся всего год назад. В числе особенностей этой модели — складывающиеся лопасти для компактного размещения, а также наличие мощной РЛС и сверхсовременного ракетного комплекса.


Принимать самолеты «Кузнецова» когда-то учил прославленный летчик, Герой Советского Союза Виктор Пугачев. Он до сих пор помнит ту первую посадку на палубу корабля. Было это 1 ноября 1989 года, а сажали на авианосец Су-27. «Планируем как на обычную полосу хотя она очень маленького размера — со спичечный коробок, — отмечает особенности «морской» посадки самолета Виктор Пугачев. — Летчик не видит скорости, кроме того, что за кораблем есть шлейф от винтов… Это показывает, что корабль движется. Больше ничего».


По словам полковника Пугачева, российские палубные истребители способны взлетать и с американских авианосцев, где полосы с трамплином нет. Российский летчик даже предлагал коллегам из США провести такой эксперимент. Однако они не стали рисковать, хотя, по признанию Виктора Георгиевича, все расчеты указывают на способность наших машин осуществлять взлет-посадку даже с коротких полос.


В истории отечественной палубной авиации было немало проектов. Один из них — самолет вертикального взлета и посадки Як-41. Эта сверхзвуковая машина имела значительный радиус действия, могла взлетать не только вертикально, но и с укороченным пробегом. К сожалению, с распадом СССР этот проект «умер»…


Сегодня дальность применения палубной авиации с борта ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» исчисляется значительными расстояниями. Это становится возможным, благодаря дозаправке самолетов в воздухе. По свидетельству летчика-испытателя, Героя России, полковника Сергея Богдана, тот же Су-33 можно запросто использовать как воздушный танкер. Такая техническая возможность на этом самолете предусмотрена.


На всех широтах


В ходе нынешнего похода в западных СМИ активно рисовалась картина несостоятельности российского флота. Нашлись, к примеру, «свидетели» того, как «Кузнецова», якобы, тянули в Средиземном море на буксире. Были даже представлены фотодоказательства: снимок той самой «буксировки», сделанный с высоты. На самом деле, к борту авианосца в тот момент подошел танкер, который передавал топливо. За буксировочные тросы были приняты обычные шланги.


Вообще наш авианосец может находиться в море месяцами, получая необходимые припасы прямо на ходу. Эти технологии также отработаны. А в качестве опровержения домыслов о «дряхлости» «Кузнецова» можно привести факт неустанной слежки, которую натовские корабли и самолеты устроили ему во время похода.


Российский авианосец сопровождали сразу несколько натовских кораблей, среди которых — британские эсминец «Дункан» и фрегат «Ричмонд», нидерландский ракетный фрегат «Эвертсен», бельгийский фрегат «Леопольд I». И это не считая самолетов, вертолетов и беспилотников, которые кружили в небе над нашим крейсером едва ли не круглосуточно. Согласитесь, какой-то «развалюхе» подобный эскорт вряд ли устроили бы…


К слову, от непрошенных гостей российский корабль защищен самым мощным оружием. В основе корабельного комплекса — ракеты «Гранит» весом 7 тонн каждая и дальностью поражения до 700 км. «Граниты» оснащены интеллектуальной системой управления, то есть они способны определять приоритетность целей, выбирать порядок их поражения. В НАТО эти ракеты называют «Shipwreck» — кораблекрушение. Одним залпом «Гранита» можно уничтожить целую группировку кораблей противника.


Постоять за себя наш авианосец может и в случае подводной атаки. По словам начальника отдела Крыловского центра Владимира Пепеляева, вице-адмирала в отставке, бывшего замначальника Главного штаба ВМФ России, для противоторпедной защиты у корабля имеются реактивные бомбометные установки, размещенные в носу и оснащенные реактивными глубинными бомбами.


«В случае торпедной атаки РБУ разворачивается на нужный угол стрельбы, вводятся необходимые данные взрывателя и происходит поражение торпеды», — раскрывает алгоритм действий адмирал. Сам корабль в этот момент совершает противоторпедный маневр, выставляя шумовые помехи для увода торпеды в сторону. Противовоздушную оборону ТАВКР обеспечивают зенитные ракетно-артиллерийские комплексы «Кортик», корабельные артиллерийские установки АК-630 калибра 30 миллиметров, ЗРК морского базирования «Кинжал».


А ведь в свое время этот корабль ждала незавидная судьба. С развалом СССР он мог повторить судьбу своего собрата по серии — авианесущего крейсера «Варяг». Дело в том, что оба корабля оказались у украинских берегов, при этом власти Украины уже успели продать «Варяг» китайцам якобы на металлолом. Купленный за бесценок авианосец в КНР бережно восстановили и ввели в состав своих ВМС. «Кузнецову» же (в ту пору еще «Тбилиси») пришлось фактически спасаться, совершив стремительный переход на российский Северный флот.


За время своей службы в составе ВМФ России корабль успел побывать во многих дальних походах, подтвердив свои лучшие качества. По свидетельству генерального директора ПАО «Невское ПКБ», где проектировался ТАВКР, Сергея Власова, за 25 лет эксплуатации авианосец не перенес ни одной серьезной поломки, а все ремонтные работы носили только плановый, профилактический характер.


Автор: Дмитрий Сергеев






Смотрите также: 





Также рекомендуем:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх © 2013 Copyright. enewz.ru
При копировании материалов используйте ссылку на наш сайт