Реклама

Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое
 
» » Хрупкая пустынная кошка: на что не способен турецкий «Леопард»
0

Хрупкая пустынная кошка: на что не способен турецкий «Леопард»




Хрупкая пустынная кошка: на что не способен турецкий «Леопард»

04.01.2017, ТРК «Звезда».


После того как турецкие войска вступили в первые боестолкновения с боевиками ИГИЛ, стало ясно, что не все механизмы в военной машине Реджепа Эрдогана функционируют правильно. Впрочем, главным разочарованием не только для турецких, но и европейских военных и производителей бронетехники стало уничтожение танков «Леопард-2», считавшихся одними из самых защищенных в мире.


Ракета всему голова


Анализ тактики и действий турецкой бронетехники стоит начать с того, что ни с чем подобным вооруженные силы Турции никогда не сталкивались. Вялотекущая война с курдами, антитеррористические операции с применением легкой бронетехники — таков «потолок» турецкого опыта в использовании тяжелого вооружения. Плотные огневые «встречи» со стороны радикалов турецким танкистам оказались в новинку.


В отличие от своих сирийских коллег по военному делу, которые за время противостояния значительно преуспели в деле борьбы с расчетами противотанковых комплексов, турецкие военные пока не демонстрируют высокий уровень проведения операций. Не в последнюю очередь военных из Турции удивила насыщенность защищаемого района самыми разными средствами для борьбы с бронетехникой.


К слову, трофеев у боевиков ИГИЛ в районе соприкосновения с турецкой армией достаточно. Согласно оценке экспертов до сих пор не израсходованы найденные на складах правительственной армии Сирии ПТРК советского производства разных годов. Если учитывать, что количество ракет в контейнерах к советским ПТРК измеряется тысячами единиц, можно смело утверждать, что дальнейших потерь турецким механизированным частям избежать не удастся. Другим важным обстоятельством является и своевременный отбор боевиками ИГИЛ противотанковых комплексов американского производства, которыми американская администрация щедро снабжала «повстанцев».


Для радикальных боевиков, которые активно обороняются сразу по нескольким направлениям, как говорят в таких случаях, «сами звезды сложились». По мнению некоторых экспертов, турецким военным «достается» больше противотанковых ракет, чем боевики тратят на уничтожение бронетехники из состава правительственной армии Сирии. В среднем, согласно расчетам экспертов, на «турецком» направлении радикалы выпускают по одной машине три противотанковых управляемых ракеты. И все это происходит на сравнительно больших дальностях — в среднем, от тысячи до полутора тысяч метров. Однако самого страшного турецкой армии пока удается избегать.


По состоянию на начало 2017 года у турецких военных, несмотря на повышенное внимание к армии, нет главного — опыта работы в густонаселенных районах. Эксперты призывают не возлагать на турецкие бронемашины больших надежд, ссылаясь на опыт работы российских танков в Грозном в период первой чеченской войны. Тогда некоторые машины выдерживали более десяти попаданий из РПГ просто передвигаясь вдоль квартала. Главный вопрос заключается в том, выдержит ли турецкая бронетехника такой натиск, учитывая, что ручных противотанковых гранатометов у боевиков ИГИЛ может оказаться больше, чем противотанковых управляемых ракет.


Хрупкая кошка


Новость о потере нескольких танков «Леопард-2А4», облетевшая все мировые СМИ, встревожила не только турецкий Генштаб, но и производителя этих машин в Германии. Стоит напомнить, что практически с самого начала холодной войны в западной Европе тиражировался миф о надежности немецкой бронетехники и обратные данные экспертов о ненадежности танков производства СССР. Однако советские танки (начиная с Т-64) активно воевали ровно столько, сколько европейские и американские разработчики и производители занимались доведением своих продуктов до товарного вида. По мнению многих экспертов, потерянные турецкой армией «Леопард-2А4» свидетельствуют не только о просчетах в конструкции танка, но и позволяют утверждать о неумении использовать бронетехнику по прямому назначению.


Не в последнюю очередь турецкие танки подбивали радикалы просто потому, что машину надолго оставляли на открытой местности без боевого охранения и без какого-либо прикрытия вообще. Не воспользоваться таким обстоятельством в условиях войны — безрассудство и большая глупость. Несмотря на то, что по качеству изготовления и по оснащенности электроникой «Леопард-2А4» на голову выше своего предшественника, заявленные производителем данные о бронезащите на практике оказались, если не полностью выдуманными, то были серьезно преувеличены совершенно точно. Иначе нельзя объяснить поражение относительно современной машины еще советскими ПТРК «Фагот» и «Конкурс».


Если внимательно рассмотреть видеозаписи и фото, опубликованные боевиками в Сети, то можно обнаружить, что немецкие танки поражались ракетами в самые уязвимые места. Учитывая это обстоятельство, можно предположить, что операторы ПТРК по другую сторону баррикад хорошо знают, куда и как поражается такая техника. Лобовые листы с большими углами наклона «большой немецкой кошке» тоже не помогли.


Лоб в лоб


В условиях, когда противник не обладает «танковыми армадами», а средства для противотанковой борьбы разбросаны по фронту на столкновение «лоб в лоб», можно даже не надеяться. Другим важным обстоятельством, послужившим причиной потери «Леопард-2А4» в Сирии, является низкая квалификация экипажей. Эксперты отмечают, что даже в таких средних по меркам интенсивности боевых действиях экипаж танка, оснащенного самыми разными приборами обнаружения и наведения, не может действовать эффективно. Опыт турецких военных обсуждается практически на всех профильных электронных площадках не только в Европе, но и за ее пределами.


Многие специалисты уверены, что на 80% в потерях боевых машин виноват экипаж. В качестве примера эксперты приводят экипажи сирийских танков. Если посмотреть видеозаписи от 2012-2014 годов, на которых сирийская армия верхом на внешне едва живых Т-72 дает прикурить боевикам, то можно обнаружить серьезные отличия в тактике и слаженности действий экипажа. Т-72, выпущенные в конце 80-х, энергично маневрируют в полуразрушенных кварталах, «выносят» огневые точки боевиков прикрывают пехоту.


Одновременно с этим поразительна и живучесть советских машин. На некоторых видео танки Т-72 выдерживают до девяти попаданий из РПГ и двух попаданий управляемыми ракетами, после чего своим ходом покидают поле боя. Данных о живучести «Леопард-2А4» под плотным огнем пока нет — турецкие танкисты даже на сотую долю не приблизились к тем условиям, в которых сирийские экипажи воевали долгие годы. Однако если проанализировать потери «Леопардов» и сопоставить данные об уязвимостях и количество вооружения у боевиков, то можно заключить, что при равных условиях турецкие танки и экипажи в противотанковой мясорубке скорее всего не уцелеют.


Критическую ситуацию могла бы исправить поставка пары сотен «Леопардов» в относительно «свежих» модификациях. Танки в версиях 2А5 и 2А6, дооснащенные блоками динамической защиты, и при грамотном использовании теоретически могли бы уцелеть. Серьезную помощь турецким военным мог бы оказать и другой немецкий продукт — танк «Леопард-2» в версии А7+. Немецкий колосс забронирован практически везде, где только может позволить фантазия — дополнительному бронированию подверглись не только уязвимые места башни, но и корпус, и даже днище.


Ситуационная осведомленность танка «Леопард-2А7+» так же существенно выше, чем у предыдущих модификаций. Датчики и тепловизоры, а также система управления вооружением теоретически может повысить шансы на выживание. Однако без ложки дегтя в бочке немецкого меда не обошлось и в этот раз. Общая масса 2А7+ вплотную подбирается к отметке в 68 тонн, что делает машину практически непригодной на поле боя в условиях города.


Заявленный прирост в бронезащите в этом случае делу не поможет — броня у тяжелой машины не бесконечная, а боеприпасов у радикалов за долгие годы скопилось столько, что хватит не на одну сотню танков. Выполнение боевой задачи турецким танкистам мог бы облегчить комплекс активной защиты, который немецкие специалисты долгое время разрабатывали собственными силами. Однако до сих пор нет данных о том, готово ли коммерческое предложение по оснащению КАЗ европейского производства не только для машин внутри Европы, но и всех остальных, отгруженных за рубеж. Другая сложность, по мнению военного эксперта Андрея Фролова, заключается в возможности производителя продать необходимое количество танков всем нуждающимся.


«Построить 100-200 танков даже уровня А5-А6 или переоснастить такое же количество машин производитель не может физически. А значит и вопрос с поставкой танков этих, а так же более современной версии 2А7+ для нужд кого бы то ни было, включая Турцию, в обозримой перспективе можно не поднимать», — пояснил эксперт.


Что осталось, то осталось


Эксперты поясняют, что ничего нового в ближайшем будущем по части защищенности у турецких военных не появится. Это значит, что выкуривать противника, который то и дело будет брать танки и другую бронетехнику на мушку придется с помощью все тех же «Леопардов», да старых М-60 в разных модификациях, которым уже давно пора на пенсию. На перспективный турецкий танк «Алтай», в создание и производство которого вкладываются огромные деньги, пока надеяться нельзя. Военный эксперт Андрей Фролов в интервью телеканалу «Звезда» пояснил, что танк еще сыроват, и бросать его в бой турецкие военные не будут.


После целой череды спорных решений, кризис сухопутных войск ВС Турции приобрел не точечный, а масштабный характер. Связано это не только с низкой квалификацией личного и командного состава, но и со спорным выбором направления развития собственной бронетехники. Проблемы с танком «Алтай», который на 65-70% скопирован с южнокорейского танка XK-2, и бронетехникой собственного производства в целом принимают необратимый характер. Научно-производственный потенциал (по крайней мере в течение последних полутора десятков лет) не позволяет создать ни единую платформу для создания тяжелой бронетехники, ни освоить выпуск отдельных современных серийных образцов.


Эксперты поясняют, что, если в ближайшие несколько лет турецкий военно-промышленный комплекс не совершит качественный рывок в этом направлении, вооруженные силы этой страны могут навсегда остаться воевать на «привозной» военной технике, которая год от года дорожает. Качество и возможности поставляемой на экспорт техники из стран Европы в свою очередь могут поставить крест на боеспособности сухопутных войск Турции, ведь если пехоту в критический момент не поддержит современная, хорошо защищенная машина, о выполнении боевых задач придется забыть.


Автор: Дмитрий Юров






Смотрите также: 





Также рекомендуем:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх © 2013 Copyright. enewz.ru
При копировании материалов используйте ссылку на наш сайт