Реклама
Облако тегов
- ГЭС, Оперативная из военных за на, Россию, США, Сирия, армия, были, газ, для, из, как, марс, на, на Сирии, на что США по для, на что море Черном НАТО, на что по для из, на что по как это, не, не что для как от, не что по из это, не что по это как, не что потока «Северного «Северный, не что это по как, нефтегаз, нефть, по, природа, против, снарядов, того, том, тэк, что, что заявил, что не США это по, что не том, что не это по как, это, этом
Показать все теги
Популярное
-
Режим КТО введён в Дагестане: проведена эвакуация граждан (ВИДЕО)
Спецназ ФСБ заблокировал террористов в квартирах -
Новые кадры с места проведения спецоперации в Дагестане: боевики выявлены после теракта 22 марта (ВИДЕО)
Как сообщала «Русская Весна», в результате -
«Связка прочна как никогда»: что Россия и Китай готовят Западу
Глава российского МИД Сергей Лавров завершил -
Переход на российское законодательство на новых территориях происходит непросто, — общественница из ДНР (ФОТО, ВИДЕО)
Переходный период не самый лёгкий, хоть он и -
Инспекция в Алтайском крае: Шойгу потребовал привлечь к ответственности виновных в срыве сроков в сфере ОПК
При этом объём выпускаемой продукции на одном из
В виде календаря
В виде списка
Архив записей
0
Важнейшим драйвером развития Вооружённых сил любого государства мира является военная наука. От её качества во многом зависит облик ВС и уровень подготовки военнослужащих, в особенности высшего командного состава. Россия с учётом огромного опыта ведения боевых действий и высокой штабной культуры, безусловно, является одним из флагманов военной науки. Однако у РФ немало конкурентов на этом поприще и в некоторых сферах наша страна, к сожалению, им уступает.
Гражданский контроль
Военная наука — это область знаний, которая включает теорию военного искусства (подготовка и ведение боевых действий), управление и теорию военного строительства (мобилизация, повседневная деятельность ВС, военная история), теорию военного обучения и воспитания (оперативная и боевая подготовка), теорию военной экономики и тыла (снабжение и обеспечение войск).
Любое решение, как известно, должно носить осмысленный характер, а любой труд может быть производительным, только если он хорошо организован. Военная наука позволяет военно-политическому руководству государства определиться с приоритетами развития армии в зависимости от характера вызовов и угроз безопасности, от наличия экономических и демографических ресурсов, а также от политической обстановки внутри страны и за её пределами.
Кто должен заниматься военной наукой? Очевидно, что ключевыми институтами являются Генеральный штаб и государственные учреждения высшего образования, которые готовят военные кадры. Долгое время государство удерживало монополию на военную науку, однако последние десятилетия ситуация поменялась, и военная наука перестала быть вотчиной государства.
Исследователи, как правило, выделяют две причины. Первая — угрозы безопасности и национальным интересам стали носить комплексный или, как принято сейчас выражаться, «гибридный» характер. При всей интеллектуальной мощи Генштаба и других подконтрольных Минобороны структур стоящие проблемы перед Вооружёнными силами настолько сложны, что решать их необходимо во взаимодействии с независимым экспертным сообществом.
Суть второй причины потери монополии государства на военную науку заключается в бурном развитии гражданского общества и установлении гражданского контроля над армией. В странах развитой демократии — это реальность, а не красивая фигура речи. Например, Конгресс и Пентагон обязаны отчитываться перед обществом о выделении средств на оборону. Весь мир знает, сколько получает денег каждый вид ВС США. Также американские военные нередко публикуют документы, где содержится информация о расходах на какие-либо проекты.
В целом на Западе информационная политика государства и военных носит более открытый характер. Общество получает достаточно данных для того, чтобы адекватно оценивать эффективность вложенных в армию средств или иметь возможность спросить у должностных лиц за те или иные траты. Поэтому деятельность Пентагона часто подвергается критике, причём аргументированной и последовательной.
Конечно, генералитету США может не нравиться подобная открытость. Однако в Соединённых Штатах гражданский контроль является неизменным атрибутом государственности. К тому же официальные военные институции часто грешат нежеланием взглянуть на свою деятельность со стороны. Условно говоря, гражданский контроль не позволяется военным западных государств дурить голову обществу и оправдывать собственную некомпетентность. Кроме того, альтернативная точка зрения никогда не бывает лишней, так как позволяет сформировать максимально объективную оценку.
В Соединённых Штатах существует масса специализированных средств массовой информации, а также всевозможных коммерческих и некоммерческих организаций, которые занимаются анализом оборонной политики страны. Часть этих институтов входят в сегмент так называемого военного консалтинга. Это, по сути, те же ЧВК, только персонал этих компаний нередко состоит из офицеров в отставке, которые на службе занимались стратегическим планированием.
Стоит отметить, что далеко не все западные СМИ и консалтинговые организации работают добросовестно. В отчётах аналитических центров и в материалах авторитетных изданий можно встретить весьма странные точки зрения. Например, чаще всего заокеанские аналитики преувеличивают военные возможности РФ и Китая. Объяснение этому напрашивается само собой — чем выше уровень конфронтации с вероятными противниками, тем больше средств будут получать Пентагон и аффилированные с ним институты.
Всё западное — «плохо»
Американскую модель военной науки и военной аналитики нельзя назвать идеальной. Однако это наиболее оптимальная институционализированная форма существования альтернативной точки зрения на Вооружённые силы. Её главная ценность — в наличии дискуссии (как закрытой, так и публичной), которая позволяет военно-политическому руководству в большинстве случаев принимать адекватные решения, страхует верхи от глупости, вредительства и самодурства.
В России подобная форма существования военной науки и аналитики находится лишь в зачаточном состоянии. В нашей стране полностью отсутствует военный консалтинг, а количество изданий, которые пытаются непредвзято оценивать оборонную политику государства, можно пересчитать по пальцам: «Военно-промышленный курьер», «Независимое военное обозрение», «Военное обозрение», Mil.Press и другие. Судя по состоянию сайтов этой горстки СМИ, все они испытывают финансовые трудности.
Средства массовой информации в принципе не являются бизнесом, и более 90% из них даже не самоокупаемые. Естественно, что у коммерческого инвестора отсутствует мотивация содержать независимые издания. Какую пользу они могут ему принести? По большому счёту — никакую, а вот стране и обществу — очень даже ощутимую.
По этой причине подавляющее число СМИ в России, занимающихся военной тематикой, подконтрольны государству, либо напрямую Минобороны (как например, телеканал «Звезда»). Очевидно, что данные медиа не станут публиковать материалы с разбором допущенных ошибок и указывать на просчёты в военном строительстве.
Нишу критиков в России занимают не здравомыслящие любящую Родину эксперты, а представители «либерального лагеря», которые в своих публикациях не находят ни одного доброго слова для Владимира Путина и Сергея Шойгу (а они их заслужили!). Для них политика официальных властей РФ всегда будет агрессивной и в корне ошибочной. По мнению таких горе-аналитиков, Москве необходимо отказаться от геополитических амбиций и радикально сократить расходы на ВС. То есть вернуть нашу армию к состоянию начала 1990-х годов.
На текущий момент можно сделать неутешительный вывод — независимое экспертное сообщество в России (как полноценный институт, включенный в процесс принятия решений) отсутствует. Львиная доля исследований и материалов об армии носит откровенно хвалебный характер, без намёка на анализ сильных и слабых сторон. На этом информационном фоне всё западное автоматически перешло в разряд «негодного» и «отсталого», хотя наша страна всегда активно заимствовала зарубежные технологии и новации в военной науке. И ничего дурного в использовании передового западного опыта нет!
Однако сложившаяся на сегодняшний день ситуация объективно тормозит развитие военной науки, если не отбрасывает её назад. Виной тому являются низкий уровень развития гражданского общества в РФ, искусственная блокада принятия закона ЧВК, отсутствие у государственных мужей понимания важности дискуссий, в том числе на публичном уровне.
Изменить подобное положение дел практически невозможно. Тем не менее, в текущей ситуации вполне реально дать отмашку на сокращение накала пропагандистской антизападной риторики в СМИ и поручить исполнительным органам власти сформировать более открытую информационную политику.
Алексей Капустин
Смотрите также:
Что препятствует успешному развитию военной науки в России?
- Опубликовал: Energy
- Дата: 12-12-2018, 23:30
- Категория: Новости, Политика » Что препятствует успешному развитию военной науки в России?
Важнейшим драйвером развития Вооружённых сил любого государства мира является военная наука. От её качества во многом зависит облик ВС и уровень подготовки военнослужащих, в особенности высшего командного состава. Россия с учётом огромного опыта ведения боевых действий и высокой штабной культуры, безусловно, является одним из флагманов военной науки. Однако у РФ немало конкурентов на этом поприще и в некоторых сферах наша страна, к сожалению, им уступает.
Гражданский контроль
Военная наука — это область знаний, которая включает теорию военного искусства (подготовка и ведение боевых действий), управление и теорию военного строительства (мобилизация, повседневная деятельность ВС, военная история), теорию военного обучения и воспитания (оперативная и боевая подготовка), теорию военной экономики и тыла (снабжение и обеспечение войск).
Любое решение, как известно, должно носить осмысленный характер, а любой труд может быть производительным, только если он хорошо организован. Военная наука позволяет военно-политическому руководству государства определиться с приоритетами развития армии в зависимости от характера вызовов и угроз безопасности, от наличия экономических и демографических ресурсов, а также от политической обстановки внутри страны и за её пределами.
Кто должен заниматься военной наукой? Очевидно, что ключевыми институтами являются Генеральный штаб и государственные учреждения высшего образования, которые готовят военные кадры. Долгое время государство удерживало монополию на военную науку, однако последние десятилетия ситуация поменялась, и военная наука перестала быть вотчиной государства.
Исследователи, как правило, выделяют две причины. Первая — угрозы безопасности и национальным интересам стали носить комплексный или, как принято сейчас выражаться, «гибридный» характер. При всей интеллектуальной мощи Генштаба и других подконтрольных Минобороны структур стоящие проблемы перед Вооружёнными силами настолько сложны, что решать их необходимо во взаимодействии с независимым экспертным сообществом.
Суть второй причины потери монополии государства на военную науку заключается в бурном развитии гражданского общества и установлении гражданского контроля над армией. В странах развитой демократии — это реальность, а не красивая фигура речи. Например, Конгресс и Пентагон обязаны отчитываться перед обществом о выделении средств на оборону. Весь мир знает, сколько получает денег каждый вид ВС США. Также американские военные нередко публикуют документы, где содержится информация о расходах на какие-либо проекты.
В целом на Западе информационная политика государства и военных носит более открытый характер. Общество получает достаточно данных для того, чтобы адекватно оценивать эффективность вложенных в армию средств или иметь возможность спросить у должностных лиц за те или иные траты. Поэтому деятельность Пентагона часто подвергается критике, причём аргументированной и последовательной.
Конечно, генералитету США может не нравиться подобная открытость. Однако в Соединённых Штатах гражданский контроль является неизменным атрибутом государственности. К тому же официальные военные институции часто грешат нежеланием взглянуть на свою деятельность со стороны. Условно говоря, гражданский контроль не позволяется военным западных государств дурить голову обществу и оправдывать собственную некомпетентность. Кроме того, альтернативная точка зрения никогда не бывает лишней, так как позволяет сформировать максимально объективную оценку.
В Соединённых Штатах существует масса специализированных средств массовой информации, а также всевозможных коммерческих и некоммерческих организаций, которые занимаются анализом оборонной политики страны. Часть этих институтов входят в сегмент так называемого военного консалтинга. Это, по сути, те же ЧВК, только персонал этих компаний нередко состоит из офицеров в отставке, которые на службе занимались стратегическим планированием.
Стоит отметить, что далеко не все западные СМИ и консалтинговые организации работают добросовестно. В отчётах аналитических центров и в материалах авторитетных изданий можно встретить весьма странные точки зрения. Например, чаще всего заокеанские аналитики преувеличивают военные возможности РФ и Китая. Объяснение этому напрашивается само собой — чем выше уровень конфронтации с вероятными противниками, тем больше средств будут получать Пентагон и аффилированные с ним институты.
Всё западное — «плохо»
Американскую модель военной науки и военной аналитики нельзя назвать идеальной. Однако это наиболее оптимальная институционализированная форма существования альтернативной точки зрения на Вооружённые силы. Её главная ценность — в наличии дискуссии (как закрытой, так и публичной), которая позволяет военно-политическому руководству в большинстве случаев принимать адекватные решения, страхует верхи от глупости, вредительства и самодурства.
В России подобная форма существования военной науки и аналитики находится лишь в зачаточном состоянии. В нашей стране полностью отсутствует военный консалтинг, а количество изданий, которые пытаются непредвзято оценивать оборонную политику государства, можно пересчитать по пальцам: «Военно-промышленный курьер», «Независимое военное обозрение», «Военное обозрение», Mil.Press и другие. Судя по состоянию сайтов этой горстки СМИ, все они испытывают финансовые трудности.
Средства массовой информации в принципе не являются бизнесом, и более 90% из них даже не самоокупаемые. Естественно, что у коммерческого инвестора отсутствует мотивация содержать независимые издания. Какую пользу они могут ему принести? По большому счёту — никакую, а вот стране и обществу — очень даже ощутимую.
По этой причине подавляющее число СМИ в России, занимающихся военной тематикой, подконтрольны государству, либо напрямую Минобороны (как например, телеканал «Звезда»). Очевидно, что данные медиа не станут публиковать материалы с разбором допущенных ошибок и указывать на просчёты в военном строительстве.
Нишу критиков в России занимают не здравомыслящие любящую Родину эксперты, а представители «либерального лагеря», которые в своих публикациях не находят ни одного доброго слова для Владимира Путина и Сергея Шойгу (а они их заслужили!). Для них политика официальных властей РФ всегда будет агрессивной и в корне ошибочной. По мнению таких горе-аналитиков, Москве необходимо отказаться от геополитических амбиций и радикально сократить расходы на ВС. То есть вернуть нашу армию к состоянию начала 1990-х годов.
На текущий момент можно сделать неутешительный вывод — независимое экспертное сообщество в России (как полноценный институт, включенный в процесс принятия решений) отсутствует. Львиная доля исследований и материалов об армии носит откровенно хвалебный характер, без намёка на анализ сильных и слабых сторон. На этом информационном фоне всё западное автоматически перешло в разряд «негодного» и «отсталого», хотя наша страна всегда активно заимствовала зарубежные технологии и новации в военной науке. И ничего дурного в использовании передового западного опыта нет!
Однако сложившаяся на сегодняшний день ситуация объективно тормозит развитие военной науки, если не отбрасывает её назад. Виной тому являются низкий уровень развития гражданского общества в РФ, искусственная блокада принятия закона ЧВК, отсутствие у государственных мужей понимания важности дискуссий, в том числе на публичном уровне.
Изменить подобное положение дел практически невозможно. Тем не менее, в текущей ситуации вполне реально дать отмашку на сокращение накала пропагандистской антизападной риторики в СМИ и поручить исполнительным органам власти сформировать более открытую информационную политику.
Алексей Капустин
Смотрите также:
Также рекомендуем:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.