Реклама

Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое
 
» » Второе пришествие легендарного Т-72
0

Второе пришествие легендарного Т-72




Второе пришествие легендарного Т-72

Все сохранившиеся в строю танки семейства Т-72 будут модернизированы до уровня модификации Б3М. Об этом в нынешнем году заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу. Выступая на закрытии Армейских игр-2020, глава военного ведомства сказал: «Появилась модификация Т-72Б3М, не уступающая по своим характеристикам, а в чем-то и превосходящая современные зарубежные танки. В планах Министерства обороны провести модернизацию всех имеющихся на вооружении танков Т-72 до данной модификации».


Сухопутные войска России располагают парой тысяч основных боевых танков семейства Т-72Б. Они выпускались с 1988 года в течение нескольких лет, пока в производство не пошел ОБТ следующего поколения Т-90.


Соответствующее финансирование позволит промышленности за пару-тройку лет модернизировать несколько сотен остающихся в строю Т-72Б/Б1/БА. Дальнейшие события, видимо, будут разворачиваться по одному из следующих сценариев.


Первый: танки, прошедшие модернизацию в течение 2011–2015 годов, снова вернутся на завод для доработки до варианта 2016 года, известного как Т-72Б3М.


Второй: находящиеся в частях Т-72Б3 оставят как есть, направив основные усилия на возвращение в строй некоторого количества танков семейства Т-72 более ранних модификаций. Таковых на складах хранения МО РФ свыше 7 тыс.


Из-за серьезных конструктивных отличий от Т-72Б привести их в точности к виду Т-72Б3М не представляется возможным.


Но существует перспектива придания им облика, приближенного к желаемому по совокупности основных боевых и эксплуатационных качеств. Для этого потребуется проведение соответствующих опытно-конструкторских работ.


Учесть интересы партнеров

Выбор пути будет определяться потребностями вооруженных сил не только России, но и ее союзников. Дело в том, что в арсеналах дружественных армий очень мало Т-72Б, но имеются многие тысячи танков иных исполнений базового Т-72.


Ряд традиционных партнеров России по военно-техническому сотрудничеству давно ищут подходящие варианты модернизации стареющей техники. С одной стороны, доработка должна вестись в соответствии со специфическими требованиями этих стран. С другой – так, чтобы обеспечить близость по конструкции и тактико-техническим данным к технике МО РФ, дабы упростить вопросы конструкторской и логистической поддержки.


Первоначальный Т-72 поступил на вооружение в 1973 году и с тех пор неоднократно улучшался. Общий выпуск составил около 30 тыс. штук, включая более 20 тыс. образцов, собранных на Уралвагонзаводе в период с 1974 по 1990 год. Помимо основной площадки тиражированием популярной машины занимался ЧТЗ. По советской лицензии Т-72 собирали в Чехословакии, Польше, Югославии и Ираке.


Крупнейшим зарубежным покупателем стала Индия. Начиная с 1977 года она последовательно разместила несколько заказов на готовые танки, а затем приобрела лицензию по выпуску Т-72М на казенном предприятии Heavy Vehicles Factory в городе Авади. Первая машина вышла из цеха в январе 1988 года.


Спустя 14 лет танков местной сборки стало больше импортированных (1100). В рамках лицензионной сделки индийские предприятия освоили выпуск советских дизельных двигателей для танков и боевых машин пехоты, выпустив более 10 тыс. образцов товарной продукции.


Варианты модификации в Индии и Иране

Сегодня арсенал индийской армии насчитывает до 2,5 тыс. Т-72М, более известных там под собственным именем Ajaya. В позапрошлом году местная промышленность представила опытный экземпляр танка с улучшенной динамической защитой и силовой установкой повышенной мощности. А в сентябре 2020 года в сети появились любительские снимки варианта AjayaMk 2 с новым комплектом динамической защиты и двигателем В-46 повышенной – до 1000 л.с. – мощности благодаря системе наддува, предложенной местными специалистами.


Поиск решений по комплексной модернизации танкового парка ведется и в Иране. На рубеже веков Тегеран договорился с Москвой о постановке производства Т-72С – самой совершенной на тот момент экспортной модификации. Она также предлагалась Индии и Алжиру, но в итоге те выбрали Т-90. Персы наладили выпуск Т-72С на заводе Bani Hashim DefenseIndustrial Complex в провинции Лурестан. Всего с учетом прямых поставок полностью готовых машин (122) и технических комплектов для сборки Исламская Республика получила около 0,5 тыс. экземпляров.


Т-72С представляет собой экспортный вариант Т-72Б с сохранением двигателя В-84 (мощностью 840 л.с.) и комплекса управляемого оружия «Свирь». Визуально он выгодно отличается от исходного варианта наличием мини-мачты с датчиком ветра «ДВЕ-БС» (как на доработанномТ-72БА), данные с которого помогают повысить точность стрельбы.


Т-72С изначально поставлялся со встроенной динамической защитой, дополненной навесными блоками: сначала сокращенного комплекта из 155 блоков, затем – расширенным как у Т-72БМ.


Откликнувшись на просьбу соседней страны о военной помощи в борьбе с международными террористами, Иран предоставил Ираку свои лучшие танки. Они активно применялись в боевых действиях наряду с другими модификациями Т-72 (М, АВ и др.), а также с Т-90, которые Ирак и Сирия получили из России.


Образцы всех этих машин оказались в распоряжении «Хашташ Шааби», «Фатимиюн» и других шиитских формирований. Взаимодействуя с сирийской армией, «фатимиды» участвовали в прорыве линии обороны джихадистов и снятии блокады с шиитских городов Нубль и Захра, а затем – в сражении за Маядин. Эти и другие операции позволили выявить сильные и слабые стороны бронетехники и наметить пути к ее улучшению.


Поскольку по конструкции и оснащению Т-72С весьма близок к Т-72Б, персы строят работу по модернизации своего парка с учетом российского опыта. В 2017 году они представили экспериментальный танк «Каррар», представляющий нечто среднее между Т-72С и Т-90М. А затем – опытный Т-72С, прошедший модернизацию по типу Т-72Б3.


Через «Рогатку» к «Буревестнику»

Интерес к Т-72Б3 со стороны партнеров России по военно-техническому сотрудничеству подогревается участием их военнослужащих в проводимом по инициативе МО РФ ежегодном танковом биатлоне в подмосковной Кубинке. Сначала экипажи выступали на Т-72Б, а затем – на модернизированных вариантах этой машины. ВпервыеТ-72Б3 появился на биатлоне в 2013 году. С тех пор танки данной модификации стали постоянными участниками соревнований.


Выступая на закрытии Армейских игр 2020 года, министр обороны Сергей Шойгу заявил, что игры «серьезно поспособствовали» процессу технического совершенствования линейки первоначальных Т-72. «Технические решения, использованные на модификации Т-72Б3, позволили повысить подвижность, надежность и эргономику», – отметил глава военного ведомства.


На самом деле различные доработки на Т-72Б велись еще на рубеже веков, когда несколько сот серийных машин привели к облику Т-72БА (БМ) с улучшениями по линии системы управления огнем, стабилизации вооружения и повышения защищенности. Кроме того, в ходе ремонта гусеничные траки меняли на более надежные, с параллельным шарниром.


Второе пришествие легендарного Т-72


Интересным объектом для изучения отечественными специалистами стал образец Т-72 SIM-1 представляющий израильскую модернизацию Т-72М для вооруженных сил Грузии. Он оказался среди прочей бронетехники, доставшейся Российской армии в качестве трофеев вооруженного конфликта 2008 года в Южной Осетии. Т-72 SIM-1 оснащался тепловизионными приборами наводчика и механика-водителя, спутниковой системой навигации, системой распознавания «свой–чужой» и другой современной аппаратурой.


Т-72 SIM-1 был разработан в 2006 году – том самом, когда на выставке в Нижнем Тагиле демонстрировалась опытная разработка Т-72Б2 «Рогатка». Она отличалась многочисленными новшествами, включая мотор повышенной мощности, вспомогательную силовую установку (ВСУ), комплекс защиты «Реликт», систему электромагнитной защиты от мин. Современный прицельный комплекс включал прицел наводчика «Сосна» производства ОАО «Пеленг» (Белоруссия) с тепловизионной камерой второго поколения CATHERINE французской фирмы «Томсон-CSF» (позднее поглощенной группой Thales).


«Рогатка» оказалась технически передовой, но слишком дорогой в качестве образца для массовой модернизации строевых машин. Требование сократить стоимость привело к созданию «Буревестника» (2011) с отказом от перспективного «Реликта» в пользу серийного комплекта динамической защиты «Контакт-5». От «Рогатки» остались пушка 2А46М-5 с улучшенной баллистикой и ресурсом, автомат заряжания под снаряды повышенного могущества и отдельные элементы системы управления огнем. У командира танка – комбинированный (дневной и ночной) электронно-оптический прибор ТКН-3МК с системой «Дубль», обеспечивающей возможность ведения огня.


Обзор и точность стрельбы из пушки повысили благодаря многоканальному прицелу-дальномеру «Сосна-У» с тепловизионной камерой и автоматом сопровождения цели (ЛКУ ракеты), а также цифровому баллистическому вычислителю с датчиком погоды. «Сосна-У» представляет собой доработанный вариант белорусской разработки, производство которой освоено АО «Вологодский оптико-механический завод». В пресс-релизе МО РФ о нем говорится: «Тепловизионный канал основного прицела обеспечивает надежную работу приборов наведения в любых погодных условиях вне зависимости от времени суток».


Устаревшие средства радиосвязи заменили на радиостанции УКВ диапазона Р-168–25У-2. Она представляет одно из исполнений подобной аппаратуры из состава цифрового комплекса «Акведук», призванного удовлетворить потребности армейских частей тактического звена в устойчивой и хорошо защищенной радиосвязи. Это дает экипажам возможность подключения к современным автоматизированным системам управления боевыми действиями. Информационный обмен ведется по каналу засекреченной связи с повышенной защитой против перехвата и дешифровки радиоданных, способной устойчиво работать в условиях радиоэлектронного воздействия со стороны противника.


«Буревестник» нашел поддержку заказчика, и в 2012 году УВЗ получил трехлетний контракт на модернизацию нескольких сот танков.


Следующий год отмечен появлением в войсках первых серийных машин с обозначением Т-72Б3. А начиная с 2013 года отдельные образцы принимали участие в танковом биатлоне в Кубинке, различаясь между собой свежими усовершенствованиями, исходящими из опыта испытаний, начальной эксплуатации в частях и участия в боевых действиях в горячих точках. Так, например, показанная в 2014 году машина отличалась панорамным прицелом командира ПК-ПАН, что улучшило возможности экипажа по поиску целей и точному наведению оружия.


Усиленная защита

Помимо Армейских игр отдельные экземпляры Т-73Б3 выставлялись на различных площадках Международного военно-технического форума «Армия» и принимали участие в динамическом показе на полигоне Алабино. Среди экспонатов 2017 года запомнился T-72Б3 с КДЗ. От участников танковых биатлонов данный образец разительно отличался внешне: измененные бортовые экраны, дополнительная защита в виде решеток и мешков, закрепленных на бортах танка для лучшей защиты от кумулятивных снарядов.


Второе пришествие легендарного Т-72


Согласно таблице данных к этому экспонату, на конкретный экземпляр был установлен двигатель В-84М мощностью 840 л.с., тогда как штатно Т-72Б оснащался В-84-1 с аналогичным показателем, а первоначальный Т-72 (без суффикса) – двигателем В-46 мощностью 780 л.с.


Еще один Т-72Б3 выставлялся на пути прохода зрителей к трибунам, откуда открывался хороший вид на стрельбище полигона Алабино. По словам военнослужащих, на нем был установлен мотор увеличенной до 930 л.с. мощности – по всей видимости, очередной вариант «атмосферного» дизеля В-46. Попутно заметим, что ранее на опытных Т-72 и штатно на Т-90С ставили двигатель В-92С2 с турбокомпрессором, повышавшим показатель до тысячи «лошадей».


Внимание посетителей форума «Армия-2018» привлек улучшенный вариант Т-72Б3 с дополнительной защитой и двигателем повышенной мощности. По сообщениям СМИ, в марте 2016 года УВЗ получил контракт суммой 2,5 млрд руб. на модернизацию 150 танков. Согласно ему, работа включает переоснащение на В-92С2Ф мощностью 1130 л.с. (развитие дизельного мотора с наддувом В-92С2 на Т-90С) и установку комплекта динамической защиты «Реликт».


Размещение боеприпасов и топлива в танке оптимизировано, установлена система климат-контроля и дополнительные защитные экраны и решетки. Ближневосточный опыт эксплуатации также нашел отражение в установке автоматической коробки передач, позволяющей быстрее давать задний ход. Сирийские танкисты часто применяли Т-72 в ходе боев в населенных пунктах, быстро выдвигаясь из укрытия для выстрела по противнику и не мешкая возвращаясь обратно, чтобы не попасть под ответный огонь.


Самый массовый в перспективе

Танки модификации Б3 нового облика с более мощными моторами с недавних пор привлекаются к участию в парадах, соревнованиях и выставках. На площадках форума «Армия», включая статическую экспозицию у Конгресс-центра в Кубинке, выставлялись образцы с таблицами данных к ним, что дало возможность сравнить их с более ранними экспонатами.


Согласно таблицам, масса в боевом снаряжении увеличилась с 45,6 до 46,5 т, а мощность двигателя возросла с 840 л.с. (первые партии Т-72Б3 сохраняли В-84, прошедшие капремонт) до 1130 л.с. (при установке нового В-92С2Ф). Максимальная скорость по шоссе сохранилась на уровне 60 км/ч. Запас хода по шоссе сократился на полсотни километров – до 500 км.


Выступая на селекторном совещании 4 июня 2019 года, Сергей Шойгу сказал: «В текущем году в войска должно поступить свыше 400 новых и модернизированных единиц бронетанковой техники, среди них танки Т-72БЗМ с отечественными прицельно-наблюдательными комплексами». Вскоре от промышленности пришло уточнение: впредь будут использоваться отечественные матрицы инфракрасных приборов вместо импортных. Словом, и здесь сработала программа замещения импорта.


Подводя итог, заметим: поиск оптимального облика модернизированного варианта серийного Т-72Б занял полтора десятилетия. Доработанные варианты учитывают опыт не только длительной эксплуатации в войсках, но также и боевого применения бронетехники в Донбассе, Ираке, Сирии и других горячих точках.


В результате появился Т-72Б3М, который в ближайшей перспективе станет самым массовым в арсенале Российской армии. А вместе с этим открывается перспектива получения иностранных заказов на проведение модернизации машин экспортного облика. Таким образом, Т-72, созданный почти полвека назад, сохранится в строю еще как минимум на протяжении пары десятилетий.


Владимир Карнозов






Смотрите также: 





Также рекомендуем:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх © 2013 Copyright. enewz.ru
При копировании материалов используйте ссылку на наш сайт