Реклама
Облако тегов
- ГЭС, Россию, США, Сирия, армия, были, газ, для, его, из, как, которые, марс, на, на ВСУ по ДНР этом, на Сирии, на по ДНР что Народной, на что США по для, на что море Черном НАТО, на что по США России, на что по для из, на что по как это, не, не что по из это, не что по это как, не что потока «Северного «Северный, не что это по как, нефтегаз, нефть, по, природа, против, российского, том, тэк, что, что не США это по, что не том, что не это по как, этом
Показать все теги
Популярное
-
«Леопарды» попадут на Украину уже в марте (+ВИДЕО)
Эту информацию Писториус передал перед -
Минобороны ФРГ отреагировало на разговоры об атаке «проукраинских диверсантов» на «Северные потоки»
Глупее всего в развивающемся фарсе выглядят -
В Aliexpress и Alibaba заблокирована продажа дронов DJI и Autel в Россию, а уже купленные ограничены в функционале
Со 2 марта в интернет-магазине не купить БПЛА от -
«Долой НАТО» и «Нет отправке оружия»: антивоенные протесты охватывают Европу, испанцы не отстают (ФОТО, ВИДЕО)
Против военной стратегии НАТО и отправки оружия -
Берховка под Артёмовском завалена трупами ВСУ: посёлок утром перешёл под контроль ЧВК «Вагнер» (ФОТО 18+)
Теперь «вагнеровцы» продолжают проламывать
В виде календаря
В виде списка
Архив записей
0

Владимир Путин и Абдельфаттах аль-Бурхан
Если говорить объективно, то для российского читателя Судан представляется чем-то далёким и неизвестным. Порой он сталкивается с единичными новостями, связанными со страной «Птицы — секретаря» (прозвище суданской сборной по футболу — «Сукур аль-Джидьян»): недавно министр иностранных дел России Сергей Лавров подтвердил прогресс в создании российской базы в Судане, несмотря на недовольство США, украинская пшеница, предназначенная суданцам, отправилась в Испанию на корм свиньям, а директор Всемирной продовольственной программы Дэвид Бисли заявил, что в будущем именно Судан станет «житницей» всего мира.
Ещё в 2016 году государственный министр иностранных дел Судана Камаль Исмаил Саид отметил:
Более того, Саид тогда подчеркнул:
Данная статья в какой-то мере и призвана несколько улучшить осведомлённость российского читателя о загадочной стране, в которой тоже можно найти загадочные пирамиды, хотя и более скромные по сравнению с их грандиозными «собратьями» на «земле фараонов».
История первых контактов России с суданцами восходит к XIX веку в эпоху правления Николая I Павловича: в 1848 году на территорию современного Судана прибыла российская миссия во главе с российским путешественником, писателем, дипломатом и востоковедом Егором Ковалевским. Целью его миссии стал поиск месторождений золота, коими исторически богата суданская земля.
Ковалевский успешно выполнил свою задачу, открыв золотые залежи у подножия гор Коссана и соорудив золотопромывочную фабрику. Позднее, как отмечает блестящий российский дипломат Алексей Подцероб, россияне открыли новое месторождение в верховьях реки Тумат. Данные фабрики продолжили функционировать под руководством стажировавшихся на Урале египетских инженеров.
И при Александре II «Освободителе» Россия продолжила изучение Африки, в частности, Судана. Так, российский путешественник и географ Василий Юнкер в период 1876—1878 и 1879−1886 годов исследовал южные регионы Судана (нынешний Южный Судан), проведя ценные и уникальные в своём роде географические, этнографические и антропологические исследования.
Однако полноценные официальные отношения были установлены лишь в марте 1956 года. Стоит напомнить, что Египет с 1819—1822 годов контролировал суданскую территорию после походов Мухаммеда Али Паши (Мухаммеда Али Египетского): Судан формально вошёл в состав Османской империи, но де-факто являлся владением Египта.
В 1899 году Египет и Англия заключили договор, по которому стали управлять Суданом на основе кондоминиума (совместное управление одной и той же территорией несколькими государствами — Ред.). В 1956 году Судан получил долгожданную независимость.
Преувеличением было бы сказать, что отношения между СССР и Суданом развивались равномерно под стать связям Москвы с Египтом при Гамале Абдель Насере или Сирией и Ираком. Французский историк Элен Каррер д’Анкосс отмечала:
Довольно тёплыми советско-суданские отношения стали в годы правления Джафара Мухаммеда Нимейри. Однако он не мог не учитывать возрастание роли ислама в суданском обществе, несмотря на его попытки строительства «светского социализма» по-судански, а в 1976 году Нимейри обвинил Ливию Муаммара Каддафи в попытке организации переворота и начал сближение с Египтом Анвара Садата и Саудовской Аравией Халида Бен Абдельазиза Аль Сауда. В результате уже в 1977 году Хартум выслал советских специалистов.
Несмотря на подобные «качели» в двусторонних отношениях, Советский Союз, а затем и Россия аккуратно относились к двум ключевым внутренним проблемам Судана — Южному Судану и Дарфуру. В эпоху тесных отношений с Нимейри Москва оказывала ему поддержку в борьбе с южно-суданскими повстанцами, но затем прекратила помощь.
В 1990-е годы Москва действовала в рамках Форума партнёров ИГАД (Межправительственной организации по развитию Восточной Африки), активно взаимодействуя с Египтом и настаивая на необходимости урегулирования проблемы «Севера» и «Юга» на основе диалога между сторонами и территориальной целостности. В то же время в 2011 году после референдума Россия признала независимость Южного Судана, богатого нефтью, установив с ним дипломатические отношения.
Россия также выступала за то, чтобы международное сообщество, в первую очередь, способствовало установлению перемирия в рамках жестокого межплеменного и межэтнического конфликта в Дарфуре, а затем и окончательного прекращения боевых действий и кровопролития в регионе.
Для Советского Союза и России военно-техническое направление политики в рамках отношений с арабским миром традиционно является одним из наиболее успешных. В советскую эпоху ВТС с Суданом началось уже в 1967 году, когда премьером стал Мухаммад Ахмад Махгуб.
Продолжилось оно и при Нимейри, который, однако, в 1971 году был отстранён от власти на некоторое время в результате попытки переворота во главе с местными коммунистами. После этого Нимейри начал свёртывать военно-техническое сотрудничество с Москвой, а в 1977 году Судан покинула последняя группа советских военных специалистов.
Наиболее конструктивными отношения между Россией и Суданом являлись при весьма спорном и неоднозначном суданском лидере Омаре аль-Башире, который де-факто возглавлял страну с 1989 по 2019 годы. В то же время сотрудничество с аль-Баширом являлось одним из элементов «имиджевой» стратегии российской стратегии в Африке в целом.
Еще в 2009 г. бывший суданский лидер охарактеризовал Россию как «не просто друга, но государство, которое всегда действует по справедливости, не оставляя в беде друзей». Москва заявляет о приверженности идеям суверенности, справедливости и невмешательства, которые находят отклик в политической культуре африканских стран.
Москва также не одобрила решение Международного уголовного суда (МУС) от 2008 года, когда организация выдала ордер на арест президента аль-Башира. Суданский лидер был обвинён в организации этнических чисток и военных преступлениях в ходе конфликта в Дарфуре, став первым главой суверенного государства, на которого был выдан ордер.
Особо активно в то время на суданском «фронте» внешней политики России действовал Михаил Маргелов, который де-факто курировал данное направление с 2008 по 2014 годы. Маргелов стремился внести вклад в мирное разрешение конфликтов в Судане, а также добавился прекращения уголовного преследования аль-Башира, заявив:
В свою очередь, Хартум поддержал позицию России в связи с событиями на Южном Кавказе летом 2008 года. Абдул Рахим Мухаммед Хуссейн, специальный представитель президента Судана, заявил:
В то же время Хартум официально не признал независимость Южной Осетии или Абхазии.
Сегодня отношения между Россией и Суданом вступили в новую фазу своего развития, особенно актуальную в свете интенсификации отношений Москвы с арабским миром и Африкой. В данном «уравнении» Судан выступает одним из наиболее интересных партнёров. Бесспорно, Хартум не может, по крайней мере, на данный момент, тягаться с Каиром за звание ключевого партнёра России в арабском и африканском мирах. Однако недооценивать геостратегическое значение Судана нельзя.
После свержения аль-Башира Россия де — факто поддержала суданских военных, взяв под дипломатическую защиту Переходный суверенный совет, как она это делала в случае с суданским экс-лидером, не допустив полной изоляции Судана и вмешательства во внутренние дела Хартума. Показательным стало и участие суданского лидера Абдельфаттаха аль-Бурхана в масштабном саммите «Россия — Африка», состоявшемся в Сочи в 2019 году, в ходе которого он провёл переговоры с Владимиром Путиным.
Российско-суданские военно-политические отношения сегодня носят привилегированный характер. В 2017 году около половины всего импорта вооружений Хартума приходилось на российскую сторону. Ещё при аль-Башире было подписано предварительное соглашение о создании военно-морской базы на Красном море для российских судов, в том числе, для судов на ядерном топливе.
О доверительном характере отношений свидетельствуют и контакты по линии Совета Безопасности РФ и суданского Суверенного совета: 26 февраля 2022 г. состоялась встреча между Николаем Патрушевым и Мухаммадом Хамданом Дагло, в ходе которого суданская сторона подтвердила приверженность тесному военно-политическому сотрудничеству с Москвой.
Стоит систематично подойти к ответу на вопрос о том, чем же Судан может быть интересен России? Каковы ключевые сферы двустороннего сотрудничества между Хартумом и Москвой?
Судан богат природными ресурсами, водой, сельскохозяйственными угодьями и отличается стратегическим положением. Россия являлась вторым крупнейшим поставщиком вооружений для Судана при Омаре аль-Башире, а российские компании активно участвовали в сфере добычи руды, золота. Как отмечает «Аль-Арабийя», ЧВК «Вагнер» также присутствовала в Судане, участвуя в подготовке военизированных формирований «Стремительная поддержка» («Ад-Даам ас-Сариу»).
Москва также заинтересована в получении доступа к Порт-Судану — единственному порту страны на Красном море, находящемся на северо-востоке страны. Создание базы в Порт-Судане позволило бы России играть видную роль в обеспечении поставок и транзита в Красном море.
Судан нельзя назвать крупной нефтяной державой. Разведанные запасы нефти в стране оцениваются в 5 млрд. баррелей. Основным нефтеносным регионом являлся Юг, отколовшийся от Судана в 2011 году. Однако у Хартума фактически не было шансов на полноценную геологоразведку нефти и её добычу: страну десятилетиями сотрясали внутренние конфликты и столкновения. В данном контексте Судан заинтересован в приходе иностранных компаний, в том числе, российских. Другой вопрос, насколько рентабельным для отечественных компаний может быть участие в углеводородных проектах в Судане.
Нельзя не отметить, что Россия сталкивается в Судане со значительной конкуренцией со стороны США, равно как и в Египте. Как отмечает арабский исследователь Имад Анан из «Нон Пост», «…Россия и США соревнуются за суданский кусок пирога, что предоставляет суданцам некоторые перспективы и выгоды в свете тяжелого кризиса, с которым сталкивается страна».
Более того, как отмечает Анан, Судан стремится возродить свою экономику и богатства, в том числе, за счёт сотрудничества с Россией, торговля с которой в 2018 году достигала $ 500 млн — Судан тогда выступал третьим крупнейшим торговым партнёром России в регионе Африки южнее Сахары.
В свою очередь, посол США в Судане Джон Годфри довольно открыто и откровенно высказался об идее создания Россией военной базы в Судане. Как отметил Годфри:
Впервые вопрос о создании базы в Судане был поднят в 2017 году в ходе переговоров аль-Башира с Путиным, когда суданский лидер фактически попросил Москву защитить Хартум от США. Тогда же аль-Башир предложил углубить ВТС, проявив интерес к системе С-300, истребителям Су-30 и Су-35. Однако соглашение о создании базы было заключено уже после аль-Башира в декабре 2020 года сроком на 25 лет.
Как отмечает заведующий Центром социологических и политологических исследований Института Африки РАН Сергей Костелянец, с 2016 года Москва получила три предложения о размещении военной базы в Африке: в Сомалиленде, в Восточной Ливии и в Судане. Наиболее выгодным вариантом являлся именно Судан, занимающий стратегическое положение на перекрёстке путей из Тропической Африки в Северную и на Ближний Восток. По мнению исследователя, «пункт базирования ВСМ РФ в Судане… потенциально может стать „ключом“ к сердцу африканского континента — к Центральной Африке».
При этом воды Красного моря обеспечивают кратчайший путь между Индийским океаном и Средиземным морем, позволяя водному транспорту проходить в обе стороны между Европой и Азией без огибания Африки. Здесь также сосредоточены ключевые транспортные маршруты из Европы через Суэцкий канал, Красное море в Индийский океан в направлении Азии. Контроль над военной базой на Красном море может дать возможность контролировать Баб-эль-Мандебский пролив, через который идут поставки нефти из аравийских монархий в США и Евросоюз.
Говоря о «базе раздора» или, если быть точнее, пункте материально-технического обеспечения (ПМТО) в Судане, стоит отметить, что его будущее будет зависеть от конфигурации власти в Хартуме после передачи властных полномочий от военных в руки гражданской администрации (скорости и последствий этого процесса), а также, что закономерно, степени давления Вашингтона, который явно будет использовать все имеющиеся «пряники», на суданцев.
Ярким примером стало заявление начальника штаба вооружённых сил Судана Мухаммеда Усмана аль-Хусейна о том, что Хартум пересмотрит условия соглашения о российской базе на Красном море. Данное заявление прозвучало в июне 2021 года — через две недели после того, как была завершена процедура исключения Судана из американского списка стран, поддерживающих терроризм. Более того, тогда суданский военный отдельно указал на то, что соглашение с Москвой всё еще не было ратифицировано Законодательным советом Судана.
В сентябре 2022 года заместитель министра иностранных дел Судана Мухаммед Шариф сослался на другие причины, которые не позволяют полноценно приступить к процессу строительства российской базы. Так, Шариф указал на то, что внутренние условия и обстоятельства мешают реализации соглашения:
Показательным стал и тот факт, что параллельно с недавним визитом Сергея Лаврова в Судан на той же неделе в страну прибыли делегации из США, Великобритании и Франции, которые поддерживают внутрисуданский переговорный процесс по передаче власти гражданской администрации. Как отметил корреспондент «Аль-Джазиры» Хиба Морган:
Западные источники, как представители СМИ, так и официальные лица обвиняют российскую ЧВК «Вагнер» в значительном присутствии в Судане и контроле над золотыми приисками. В МИД Судана ранее отрицали присутствие «вагнеровцев» в стране. В то же время нельзя не отметить перспективность работы на данном направлении: ещё в 2020 году в Судане было добыто около 100 тонн золота, при этом речь идёт лишь о легкоизвлекаемых запасах. Судан нуждается в развитых технологиях, поэтому местные золотодобывающие компании заинтересованы в сотрудничестве с Москвой.
Россия также может предложить суданской стороне свои услуги в сфере нефтесервиса. Хотя Китай и является де-факто монополистом в сфере добычи нефти, однако для Москвы «козырем» может стать именно нефтесервис, связанный с увеличением добычи и извлечения нефти из месторождений.
Россия является ключевым поставщиком зерна для Судана. Хартум, несмотря на свой значительный потенциал в сфере сельского хозяйства, отчаянно нуждается в технологиях и инвестициях. Российские компании на современном этапе заинтересованы, по большей части, в участии в проектах по модернизации элеваторов, которые были возведены ещё в советскую эпоху. Модернизация элеваторов важна для укрепления продовольственной безопасности Судана на фоне того, что порядка 60% внутреннего урожая зерновых культур фактически гибнет по причине отсутствия условий хранения зерна: зачастую суданцы просто закапывают его в землю.
Поставки пшеницы составляли традиционно в среднем 90−91% от всего российского экспорта в страну. Всего же товарооборот России с Суданом в 2021 году достиг лишь $ 307 млн: из них российский экспорт составил $ 306 млн, а суданский — лишь $ 272 тыс. При этом 94% российского экспорта составили продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё. Лишь 2,6% пришлось на продукцию химической промышленности, а 1% - на металлы и изделия из них.
Что же касается нынешнего конфликта на Украине, то стоит отметить сдержанную позицию Судана. Хартум в первую очередь заинтересован в обеспечении стабильных поставок продовольствия, от которых суданцы крайне зависимы. Так, Судан воздержался при голосовании Генеральной Ассамблеи ООН по резолюции, осуждающей «аннексию Россией 4 областей Украины и подтверждающей поддержку территориальной целостности Украины».
Как отметил бывший официальный представитель МИД Судана Маррух аль-Обейд, позиция Хартума обусловлена «высшими национальными интересами страны» с учётом того, что суданцы учитывают традиционную поддержку Россией Судана в Совете Безопасности ООН:
Судан, возможно, хотел бы в чём-то походить на своего могучего соседа — Египет. Хартум действительно обладает рядом конкурентных преимуществ, что проявляется в конкуренции за расширение влияния в данной стране различными глобальными акторами. В то же время сотрудничество с Суданом отчасти связано с рисками, в первую очередь, внутриполитическими.
Страна с момента обретения независимости в 1956 году стала свидетелем непрерывных конфликтов на межплеменной и межэтнической почве, а также раскола в 2011 году. Хрупкий процесс транзита власти в Судане также таит в себе риски для тех или иных заинтересованных вешних центров влияния. Не случайно западные страны активно поддерживают процесс демократической передачи власти военными гражданским лицам.
В то же время было бы наивно полагать, что будущая гражданская администрация сможет полностью нивелировать в краткосрочной перспективе влияние военных. Пример Египта показал, что региональным и глобальным акторам зачастую эффективнее и удобнее работать с уже проверенными политическими «трафаретами», кои представлены в «стране пирамид» военными.
В какой-то мере сотрудничество с Суданом для Москвы может быть приравнено к «ловле рыбки в мутной воде». Однако нельзя игнорировать точечное взаимодействие в различных конкретных сферах, впоследствии конвертируемое в политический и экономический капитал, который можно использовать для реализации более крупных проектов: той же базы на Красном море или же в перспективе — участии в «сельскохозяйственном становлении» Судана.
Левон Сафарян
Смотрите также:
База, зерно, золото, «Вагнер»: что мы знаем о российско-суданских отношениях?
- Опубликовал: Energy
- Дата: 27-02-2023, 14:07
- Категория: Новости, Политика » База, зерно, золото, «Вагнер»: что мы знаем о российско-суданских отношениях?

Владимир Путин и Абдельфаттах аль-Бурхан
Если говорить объективно, то для российского читателя Судан представляется чем-то далёким и неизвестным. Порой он сталкивается с единичными новостями, связанными со страной «Птицы — секретаря» (прозвище суданской сборной по футболу — «Сукур аль-Джидьян»): недавно министр иностранных дел России Сергей Лавров подтвердил прогресс в создании российской базы в Судане, несмотря на недовольство США, украинская пшеница, предназначенная суданцам, отправилась в Испанию на корм свиньям, а директор Всемирной продовольственной программы Дэвид Бисли заявил, что в будущем именно Судан станет «житницей» всего мира.
Ещё в 2016 году государственный министр иностранных дел Судана Камаль Исмаил Саид отметил:
«Есть несколько аспектов сотрудничества между нашими странами — это энергетика, горнодобывающая промышленность и прочее, но самый важный аспект, который необходимо развивать — культурный. Культурные отношения — это основа для любого вида сотрудничества».
Более того, Саид тогда подчеркнул:
«Мы хотим, чтобы народы Судана и России были лучше осведомлены друг о друге».
Данная статья в какой-то мере и призвана несколько улучшить осведомлённость российского читателя о загадочной стране, в которой тоже можно найти загадочные пирамиды, хотя и более скромные по сравнению с их грандиозными «собратьями» на «земле фараонов».
История первых контактов России с суданцами восходит к XIX веку в эпоху правления Николая I Павловича: в 1848 году на территорию современного Судана прибыла российская миссия во главе с российским путешественником, писателем, дипломатом и востоковедом Егором Ковалевским. Целью его миссии стал поиск месторождений золота, коими исторически богата суданская земля.
Ковалевский успешно выполнил свою задачу, открыв золотые залежи у подножия гор Коссана и соорудив золотопромывочную фабрику. Позднее, как отмечает блестящий российский дипломат Алексей Подцероб, россияне открыли новое месторождение в верховьях реки Тумат. Данные фабрики продолжили функционировать под руководством стажировавшихся на Урале египетских инженеров.
И при Александре II «Освободителе» Россия продолжила изучение Африки, в частности, Судана. Так, российский путешественник и географ Василий Юнкер в период 1876—1878 и 1879−1886 годов исследовал южные регионы Судана (нынешний Южный Судан), проведя ценные и уникальные в своём роде географические, этнографические и антропологические исследования.
Однако полноценные официальные отношения были установлены лишь в марте 1956 года. Стоит напомнить, что Египет с 1819—1822 годов контролировал суданскую территорию после походов Мухаммеда Али Паши (Мухаммеда Али Египетского): Судан формально вошёл в состав Османской империи, но де-факто являлся владением Египта.
В 1899 году Египет и Англия заключили договор, по которому стали управлять Суданом на основе кондоминиума (совместное управление одной и той же территорией несколькими государствами — Ред.). В 1956 году Судан получил долгожданную независимость.
Преувеличением было бы сказать, что отношения между СССР и Суданом развивались равномерно под стать связям Москвы с Египтом при Гамале Абдель Насере или Сирией и Ираком. Французский историк Элен Каррер д’Анкосс отмечала:
«Расположенный на периферии арабского мира и Чёрной Африки, простирающийся вдоль побережья Красного моря, огромный, граничащий со многими странами Африки, Судан мог, несомненно, служить немаловажной целью в стратегии продвижения к центру континента или Африканского рога.
Но в 1967 году наследники (Никиты) Хрущёва осторожны, они стремятся сохранить то, что имеют, а не пускаться в дорогостоящие авантюры с неопределённым исходом. Африку они не без оснований относят на своей чаше весов к категории дорогостоящих и сомнительных. И, кроме того, необходимо продолжать оказывать помощь Вьетнаму, Египту и Сирии, в то время как внимания требуют также и внутренние экономические проблемы».
Но в 1967 году наследники (Никиты) Хрущёва осторожны, они стремятся сохранить то, что имеют, а не пускаться в дорогостоящие авантюры с неопределённым исходом. Африку они не без оснований относят на своей чаше весов к категории дорогостоящих и сомнительных. И, кроме того, необходимо продолжать оказывать помощь Вьетнаму, Египту и Сирии, в то время как внимания требуют также и внутренние экономические проблемы».
Довольно тёплыми советско-суданские отношения стали в годы правления Джафара Мухаммеда Нимейри. Однако он не мог не учитывать возрастание роли ислама в суданском обществе, несмотря на его попытки строительства «светского социализма» по-судански, а в 1976 году Нимейри обвинил Ливию Муаммара Каддафи в попытке организации переворота и начал сближение с Египтом Анвара Садата и Саудовской Аравией Халида Бен Абдельазиза Аль Сауда. В результате уже в 1977 году Хартум выслал советских специалистов.
Несмотря на подобные «качели» в двусторонних отношениях, Советский Союз, а затем и Россия аккуратно относились к двум ключевым внутренним проблемам Судана — Южному Судану и Дарфуру. В эпоху тесных отношений с Нимейри Москва оказывала ему поддержку в борьбе с южно-суданскими повстанцами, но затем прекратила помощь.
В 1990-е годы Москва действовала в рамках Форума партнёров ИГАД (Межправительственной организации по развитию Восточной Африки), активно взаимодействуя с Египтом и настаивая на необходимости урегулирования проблемы «Севера» и «Юга» на основе диалога между сторонами и территориальной целостности. В то же время в 2011 году после референдума Россия признала независимость Южного Судана, богатого нефтью, установив с ним дипломатические отношения.
Россия также выступала за то, чтобы международное сообщество, в первую очередь, способствовало установлению перемирия в рамках жестокого межплеменного и межэтнического конфликта в Дарфуре, а затем и окончательного прекращения боевых действий и кровопролития в регионе.
Для Советского Союза и России военно-техническое направление политики в рамках отношений с арабским миром традиционно является одним из наиболее успешных. В советскую эпоху ВТС с Суданом началось уже в 1967 году, когда премьером стал Мухаммад Ахмад Махгуб.
Продолжилось оно и при Нимейри, который, однако, в 1971 году был отстранён от власти на некоторое время в результате попытки переворота во главе с местными коммунистами. После этого Нимейри начал свёртывать военно-техническое сотрудничество с Москвой, а в 1977 году Судан покинула последняя группа советских военных специалистов.
Наиболее конструктивными отношения между Россией и Суданом являлись при весьма спорном и неоднозначном суданском лидере Омаре аль-Башире, который де-факто возглавлял страну с 1989 по 2019 годы. В то же время сотрудничество с аль-Баширом являлось одним из элементов «имиджевой» стратегии российской стратегии в Африке в целом.
Еще в 2009 г. бывший суданский лидер охарактеризовал Россию как «не просто друга, но государство, которое всегда действует по справедливости, не оставляя в беде друзей». Москва заявляет о приверженности идеям суверенности, справедливости и невмешательства, которые находят отклик в политической культуре африканских стран.
Москва также не одобрила решение Международного уголовного суда (МУС) от 2008 года, когда организация выдала ордер на арест президента аль-Башира. Суданский лидер был обвинён в организации этнических чисток и военных преступлениях в ходе конфликта в Дарфуре, став первым главой суверенного государства, на которого был выдан ордер.
Особо активно в то время на суданском «фронте» внешней политики России действовал Михаил Маргелов, который де-факто курировал данное направление с 2008 по 2014 годы. Маргелов стремился внести вклад в мирное разрешение конфликтов в Судане, а также добавился прекращения уголовного преследования аль-Башира, заявив:
«…(ордер на арест президента Судана — ред.) создал опасный прецедент в системе международных отношений и способен оказать негативное влияние как на ситуацию в Судане, так и на обстановку в регионе в целом».
В свою очередь, Хартум поддержал позицию России в связи с событиями на Южном Кавказе летом 2008 года. Абдул Рахим Мухаммед Хуссейн, специальный представитель президента Судана, заявил:
«Я хотел бы выразить от имени Суданского правительства полную поддержку действиям России на Кавказе… Если Соединённые Штаты считают себя вправе защищать свои интересы в тысячах километрах от их территории, например, в Ираке или Афганистане, Россия тем более имеет право защищать свои интересы в непосредственной близости от её границ».
В то же время Хартум официально не признал независимость Южной Осетии или Абхазии.
Сегодня отношения между Россией и Суданом вступили в новую фазу своего развития, особенно актуальную в свете интенсификации отношений Москвы с арабским миром и Африкой. В данном «уравнении» Судан выступает одним из наиболее интересных партнёров. Бесспорно, Хартум не может, по крайней мере, на данный момент, тягаться с Каиром за звание ключевого партнёра России в арабском и африканском мирах. Однако недооценивать геостратегическое значение Судана нельзя.
После свержения аль-Башира Россия де — факто поддержала суданских военных, взяв под дипломатическую защиту Переходный суверенный совет, как она это делала в случае с суданским экс-лидером, не допустив полной изоляции Судана и вмешательства во внутренние дела Хартума. Показательным стало и участие суданского лидера Абдельфаттаха аль-Бурхана в масштабном саммите «Россия — Африка», состоявшемся в Сочи в 2019 году, в ходе которого он провёл переговоры с Владимиром Путиным.
Российско-суданские военно-политические отношения сегодня носят привилегированный характер. В 2017 году около половины всего импорта вооружений Хартума приходилось на российскую сторону. Ещё при аль-Башире было подписано предварительное соглашение о создании военно-морской базы на Красном море для российских судов, в том числе, для судов на ядерном топливе.
О доверительном характере отношений свидетельствуют и контакты по линии Совета Безопасности РФ и суданского Суверенного совета: 26 февраля 2022 г. состоялась встреча между Николаем Патрушевым и Мухаммадом Хамданом Дагло, в ходе которого суданская сторона подтвердила приверженность тесному военно-политическому сотрудничеству с Москвой.
Стоит систематично подойти к ответу на вопрос о том, чем же Судан может быть интересен России? Каковы ключевые сферы двустороннего сотрудничества между Хартумом и Москвой?
Судан богат природными ресурсами, водой, сельскохозяйственными угодьями и отличается стратегическим положением. Россия являлась вторым крупнейшим поставщиком вооружений для Судана при Омаре аль-Башире, а российские компании активно участвовали в сфере добычи руды, золота. Как отмечает «Аль-Арабийя», ЧВК «Вагнер» также присутствовала в Судане, участвуя в подготовке военизированных формирований «Стремительная поддержка» («Ад-Даам ас-Сариу»).
Москва также заинтересована в получении доступа к Порт-Судану — единственному порту страны на Красном море, находящемся на северо-востоке страны. Создание базы в Порт-Судане позволило бы России играть видную роль в обеспечении поставок и транзита в Красном море.
Судан нельзя назвать крупной нефтяной державой. Разведанные запасы нефти в стране оцениваются в 5 млрд. баррелей. Основным нефтеносным регионом являлся Юг, отколовшийся от Судана в 2011 году. Однако у Хартума фактически не было шансов на полноценную геологоразведку нефти и её добычу: страну десятилетиями сотрясали внутренние конфликты и столкновения. В данном контексте Судан заинтересован в приходе иностранных компаний, в том числе, российских. Другой вопрос, насколько рентабельным для отечественных компаний может быть участие в углеводородных проектах в Судане.
Нельзя не отметить, что Россия сталкивается в Судане со значительной конкуренцией со стороны США, равно как и в Египте. Как отмечает арабский исследователь Имад Анан из «Нон Пост», «…Россия и США соревнуются за суданский кусок пирога, что предоставляет суданцам некоторые перспективы и выгоды в свете тяжелого кризиса, с которым сталкивается страна».
Более того, как отмечает Анан, Судан стремится возродить свою экономику и богатства, в том числе, за счёт сотрудничества с Россией, торговля с которой в 2018 году достигала $ 500 млн — Судан тогда выступал третьим крупнейшим торговым партнёром России в регионе Африки южнее Сахары.
В свою очередь, посол США в Судане Джон Годфри довольно открыто и откровенно высказался об идее создания Россией военной базы в Судане. Как отметил Годфри:
«Если правительство Судана решит дать добро на строительство российского военного объекта и возобновит переговоры по этому вопросу, то это станет ударом по интересам Судана и приведёт к его большей изоляции в то время, как большинство суданцев хотят стать ближе к международному сообществу… Все страны имеют суверенное право в выборе других государств в качестве своих партнёров, но такой выбор может иметь последствия».
Впервые вопрос о создании базы в Судане был поднят в 2017 году в ходе переговоров аль-Башира с Путиным, когда суданский лидер фактически попросил Москву защитить Хартум от США. Тогда же аль-Башир предложил углубить ВТС, проявив интерес к системе С-300, истребителям Су-30 и Су-35. Однако соглашение о создании базы было заключено уже после аль-Башира в декабре 2020 года сроком на 25 лет.
Как отмечает заведующий Центром социологических и политологических исследований Института Африки РАН Сергей Костелянец, с 2016 года Москва получила три предложения о размещении военной базы в Африке: в Сомалиленде, в Восточной Ливии и в Судане. Наиболее выгодным вариантом являлся именно Судан, занимающий стратегическое положение на перекрёстке путей из Тропической Африки в Северную и на Ближний Восток. По мнению исследователя, «пункт базирования ВСМ РФ в Судане… потенциально может стать „ключом“ к сердцу африканского континента — к Центральной Африке».
При этом воды Красного моря обеспечивают кратчайший путь между Индийским океаном и Средиземным морем, позволяя водному транспорту проходить в обе стороны между Европой и Азией без огибания Африки. Здесь также сосредоточены ключевые транспортные маршруты из Европы через Суэцкий канал, Красное море в Индийский океан в направлении Азии. Контроль над военной базой на Красном море может дать возможность контролировать Баб-эль-Мандебский пролив, через который идут поставки нефти из аравийских монархий в США и Евросоюз.
Говоря о «базе раздора» или, если быть точнее, пункте материально-технического обеспечения (ПМТО) в Судане, стоит отметить, что его будущее будет зависеть от конфигурации власти в Хартуме после передачи властных полномочий от военных в руки гражданской администрации (скорости и последствий этого процесса), а также, что закономерно, степени давления Вашингтона, который явно будет использовать все имеющиеся «пряники», на суданцев.
Ярким примером стало заявление начальника штаба вооружённых сил Судана Мухаммеда Усмана аль-Хусейна о том, что Хартум пересмотрит условия соглашения о российской базе на Красном море. Данное заявление прозвучало в июне 2021 года — через две недели после того, как была завершена процедура исключения Судана из американского списка стран, поддерживающих терроризм. Более того, тогда суданский военный отдельно указал на то, что соглашение с Москвой всё еще не было ратифицировано Законодательным советом Судана.
В сентябре 2022 года заместитель министра иностранных дел Судана Мухаммед Шариф сослался на другие причины, которые не позволяют полноценно приступить к процессу строительства российской базы. Так, Шариф указал на то, что внутренние условия и обстоятельства мешают реализации соглашения:
«…российская сторона предприняла все необходимые шаги… Но мы в Судане не сформировали часть полноценных законодательных органов, наделённых достаточными полномочиями для утверждения данного соглашения».
Показательным стал и тот факт, что параллельно с недавним визитом Сергея Лаврова в Судан на той же неделе в страну прибыли делегации из США, Великобритании и Франции, которые поддерживают внутрисуданский переговорный процесс по передаче власти гражданской администрации. Как отметил корреспондент «Аль-Джазиры» Хиба Морган:
«Западные страны озабочены расширением влияния России в Сахельском регионе Африки и укреплением отношений между Суданом и Россией… Москва выражает заинтересованность и подписала меморандум о взаимопонимании с предыдущим переходным правительством Судана по поводу строительства морской базы на восточном побережье страны, а также желает инвестировать в страну».
Западные источники, как представители СМИ, так и официальные лица обвиняют российскую ЧВК «Вагнер» в значительном присутствии в Судане и контроле над золотыми приисками. В МИД Судана ранее отрицали присутствие «вагнеровцев» в стране. В то же время нельзя не отметить перспективность работы на данном направлении: ещё в 2020 году в Судане было добыто около 100 тонн золота, при этом речь идёт лишь о легкоизвлекаемых запасах. Судан нуждается в развитых технологиях, поэтому местные золотодобывающие компании заинтересованы в сотрудничестве с Москвой.
Россия также может предложить суданской стороне свои услуги в сфере нефтесервиса. Хотя Китай и является де-факто монополистом в сфере добычи нефти, однако для Москвы «козырем» может стать именно нефтесервис, связанный с увеличением добычи и извлечения нефти из месторождений.
Россия является ключевым поставщиком зерна для Судана. Хартум, несмотря на свой значительный потенциал в сфере сельского хозяйства, отчаянно нуждается в технологиях и инвестициях. Российские компании на современном этапе заинтересованы, по большей части, в участии в проектах по модернизации элеваторов, которые были возведены ещё в советскую эпоху. Модернизация элеваторов важна для укрепления продовольственной безопасности Судана на фоне того, что порядка 60% внутреннего урожая зерновых культур фактически гибнет по причине отсутствия условий хранения зерна: зачастую суданцы просто закапывают его в землю.
Поставки пшеницы составляли традиционно в среднем 90−91% от всего российского экспорта в страну. Всего же товарооборот России с Суданом в 2021 году достиг лишь $ 307 млн: из них российский экспорт составил $ 306 млн, а суданский — лишь $ 272 тыс. При этом 94% российского экспорта составили продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё. Лишь 2,6% пришлось на продукцию химической промышленности, а 1% - на металлы и изделия из них.
Что же касается нынешнего конфликта на Украине, то стоит отметить сдержанную позицию Судана. Хартум в первую очередь заинтересован в обеспечении стабильных поставок продовольствия, от которых суданцы крайне зависимы. Так, Судан воздержался при голосовании Генеральной Ассамблеи ООН по резолюции, осуждающей «аннексию Россией 4 областей Украины и подтверждающей поддержку территориальной целостности Украины».
Как отметил бывший официальный представитель МИД Судана Маррух аль-Обейд, позиция Хартума обусловлена «высшими национальными интересами страны» с учётом того, что суданцы учитывают традиционную поддержку Россией Судана в Совете Безопасности ООН:
«Основываясь на результатах голосования, мы также может сказать, что правящая власть в Судане по-прежнему заинтересована в хороших отношениях со своими традиционными союзниками в Москве и Пекине и хочет послать сигнал западным странам о том, что нормализация отношений с ними не должна идти за счёт отношений с Востоком».
Судан, возможно, хотел бы в чём-то походить на своего могучего соседа — Египет. Хартум действительно обладает рядом конкурентных преимуществ, что проявляется в конкуренции за расширение влияния в данной стране различными глобальными акторами. В то же время сотрудничество с Суданом отчасти связано с рисками, в первую очередь, внутриполитическими.
Страна с момента обретения независимости в 1956 году стала свидетелем непрерывных конфликтов на межплеменной и межэтнической почве, а также раскола в 2011 году. Хрупкий процесс транзита власти в Судане также таит в себе риски для тех или иных заинтересованных вешних центров влияния. Не случайно западные страны активно поддерживают процесс демократической передачи власти военными гражданским лицам.
В то же время было бы наивно полагать, что будущая гражданская администрация сможет полностью нивелировать в краткосрочной перспективе влияние военных. Пример Египта показал, что региональным и глобальным акторам зачастую эффективнее и удобнее работать с уже проверенными политическими «трафаретами», кои представлены в «стране пирамид» военными.
В какой-то мере сотрудничество с Суданом для Москвы может быть приравнено к «ловле рыбки в мутной воде». Однако нельзя игнорировать точечное взаимодействие в различных конкретных сферах, впоследствии конвертируемое в политический и экономический капитал, который можно использовать для реализации более крупных проектов: той же базы на Красном море или же в перспективе — участии в «сельскохозяйственном становлении» Судана.
Левон Сафарян
Смотрите также:
Также рекомендуем:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.