Реклама

Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое
 
» » Постепенно приходит понимание выгодности Евразийского экономического союза
0

Постепенно приходит понимание выгодности Евразийского экономического союза

  • Опубликовал: Bawerman
  • Дата: 30-12-2017, 13:30
  • Категория: Статьи » Постепенно приходит понимание выгодности Евразийского экономического союза



Зарема Шаукенова

Постепенно приходит понимание выгодности Евразийского экономического союза

«Евразия. Эксперт» публикует продолжение беседы с директором Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан (KAZISS), доктором социологических наук, профессором Заремой Шаукеновой об итогах 2017 года для региона и Казахстана.
- Зарема Каукеновна, казахстанско-кыргызский приграничный кризис миновал. Между тем ряд экспертов говорят о том, что конфликтная ситуация может повториться, поскольку кризис, обусловленный неполноценным институциональным функционированием Кыргызстана как государства, тянется с 2005 г. Вы согласны с этим мнением? Какие проблемы надо решить двум странам, чтобы ситуация не повторялась?
- Следует сказать, что за прошедший период Кыргызстан сумел совершить определенные шаги по оздоровлению социально-экономической ситуации. Разрабатываются меры по обеспечению устойчивого развития экономики. Страна вошла в Евразийский экономический союз.
Постепенно приходит понимание выгодности Евразийского экономического союза

Директор Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан Зарема Шаукенова.
Что касается внутриполитической ситуации в Кыргызстане, то два события, произошедших в конце прошлого года и осенью этого года должны сказаться на консолидации общества. Во-первых, это референдум о конституционной реформе. Во-вторых, это президентские выборы.
Первые шаги нового президента Кыргызстана указывают на его нацеленность действовать конструктивно, обеспечивая с одной стороны линию на благополучие и прогресс Кыргызстана, а с другой – выстраивание благоприятных отношений с соседями.
- На ваш взгляд, эта ситуация высветила проблемы в функционировании ЕЭК, и, как следствие, ЕАЭС в целом? Насколько проект ЕАЭС сейчас успешен и перспективен? Он по-прежнему актуален для Казахстана?
- Евразийский экономический союз следует связать с инициативой Казахстана, представленной еще в 1998 г. как 10 простых шагов навстречу простым людям. Мы можем по-разному относиться к теоретической модели евразийства и самой терминологии Евразии, однако есть принципы реальной политики.
Евразийский экономический союз – это состоявшаяся реальность, действующая уже более 3 лет. Совсем недавно принят единый Таможенный кодекс ЕАЭС.
Фактор ЕАЭС – это обеспечение масштабности, расширение рынка. Одной из важных составляющих евразийской интеграции являются ежегодные межрегиональные форумы Казахстана и России. За прошедшие 14 лет, как эти форумы начали проводиться, они состоялись практически во всех приграничных регионах Казахстана и России от Астрахани и Атырау до Алтая и Оскемена.
То есть за счет такой рутинной ежегодной работы наша граница как бы прошита новыми проектами, инициативами, совместными меморандумами. Происходят еще встречи между акимами и губернаторами. Все это, безусловно, отражается на состоятельности проекта Евразийского экономического союза. За январь-сентябрь 2017 г. товарооборот со странами ЕАЭС у Казахстана составил $12,3 млрд. Это равно значению полного 2016 г.
Сейчас стоит большая задача по сопряжению Евразийского экономического союза и инициативы Китая «Один пояс – один путь». В этой связи подписанный в мае 2014 г. в Астане Договор о создании ЕАЭС четко определил экономическую нишу интеграции, исключая любые вхождения в политику и социальную сферу.
Это такой добротный торгово-экономический таможенный союз нескольких государств, ядро СНГ. И постепенно приходит понимание выгодности данного проекта. Его продвижение пока сдерживают исключительно политические вопросы, в том числе санкционная политика Запада, обострение отношений между РФ, США, ЕС. Если помните, то вся эта ситуация вокруг Крыма, Украины, санкций возникла буквально за несколько месяцев до создания союза. И несмотря на такие минусовые условия, тем не менее, проект продвигается.
- Каковы, на ваш взгляд, основные итоги уходящего года для Казахстана?
- Безусловно, ведущим результатом 2017 г. стало начало большого процесса третьей модернизации, обнародование программной статьи Президента «Болашаққа бағдар: Рухани жаңғыру» [«Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»].
Все, что было обозначено Елбасы [Лидером нации] в проекте модернизации общественного сознания, вынашивалось на протяжении нескольких лет. Потому что контуры таких изменений были обозначены в декабре 2012 г. в послании президента «Стратегия «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства».
Вокруг Стратегии-2050 был выстроен целостный пласт тематических исследований. Была проведена работа по имплементации новой терминологии в наш повседневный политической словарь. Потому что изменения начинаются с того, как модернизируется словарь политического мышления.
У нас в стране с 90-х годов шло закрепление современных терминологий. Первым таким примером новых понятий и определений стало, конечно же, послание президента 1997 г., в котором была выдвинута Стратегия развития Казахстана до 2030 г. После этого последовал целый ряд фундаментальных трудов Главы государства от книги «В потоке истории» до «Критическое десятилетие» и «Казахстанский путь».
Крупным документом, внедрившим новую систему терминологий, стало послание президента от 2005 г., в котором он впервые представляется не просто как должностное лицо, а как Лидер нации, Елбасы.
Наконец, платформой внедрения новейших терминологий стала Стратегия «Казахстан-2050». Она позволила сгенерировать ряд последовательных документов, способствовавших существенному преображению Казахстана и выходу его на новые рубежи экономического и внешнеполитического развития, включая ЭКСПО, СБ ООН, Страновое соглашение с ОЭСР.
Это такие документы, как Концепция по вхождению Казахстана в число 30 развитых стран мира, План нации «100 конкретных шагов», 5 институциональных реформ. Теперь Казахстан ставит перед собой задачи по созданию МФЦА [Международный финансовый центр Астана]. Этот проект постепенно двигается и является уже постмодернизационным по своей сути.
В уходящем году была проведена конституционная реформа, которая адаптировала политическую систему к новым тенденциям, распределив ответственность между ветвями власти.
Одним из важных аспектов реформы стало делегирование правительству полномочий утверждать госпрограммы, то есть нести более весомую ответственность за реализацию стратегических планов и инициатив.
Это то, о чем часто можно читать в соцсетях. В том числе критика того, что много проектов, но не чувствуется их результат. Теперь правительство отвечает за результат не только бюрократически, но и политически.
Ведущим результатом 2017 г. является оздоровление религиозной ситуации в стране.
После событий июня 2016 г. госорганами были предприняты усилия для противодействия проявлениям религиозного экстремизма и терроризма. Было создано Министерство по делам религий и гражданского общества (МДРГО), которое реально заработало уже в этом году. Благодаря комплексу мер в области развития гражданского общества, молодежной политики, МДРГО создало задел для формирования в обществе климата неприятия религиозного радикализма.
Последовательно была проведена работа по продвижению пакета поправок в законодательство о религиозной деятельности, которая призвана пресечь использование религии в неблаговидных целях. Был избран новый Верховный муфтий, который призван сформировать организационный механизм для разъяснения истинных канонов и правил Ислама.
Важно, что по религиозным вопросам выстроена планомерная контраргументационная работа как на внутреннем, так и на внешнем контуре. Крупным шагом в этом является проведение встречи руководства МДРГО с дипломатическим курсом на площадке МИД по разъяснению поправок в законодательство о религии.
В то же время нельзя не сказать и об отрицательных моментах. Проявляется уязвимость Казахстана по вопросам соблюдения трудовых прав граждан. В частности, то, что проявилось на Арселлор Миттал [крупное предприятие горно-металлургического сектора, на котором зимой состоялась массовая забастовка шахтеров]. Конечно, этот вопрос связан с комплексом проблем по модернизации производства, улучшению качества продукции, сбыта. Однако отмечается тенденция восстановления промышленного производства. За январь-ноябрь 2017 г. рост производства составил 7,3%. При этом рост происходит преимущественно благодаря металлургическому сектору.
Очевидно, что ситуация вокруг трудовых прав нуждается в более состоятельной политике и сопровождении.
Мы сейчас ощущаем результаты принятого в 2015 г. трудового кодекса, в котором усилена ответственность как работодателя, так и работников. Однако остались неурегулированными вопросы по использованию новых методов трудовой политики на предприятиях.
В частности, Арселлор использовал отдельные подходы, не урегулированные законодательством – аутсорсинг и аутстаффинг. Соответственно, происходили скрытые увольнения или снижение уровня заработной платы.
В этой связи одним из важных моментов является обновление руководящего состава Федерации профсоюзов.
Помимо этого, Президент поставил задачу по модернизации политической партии «Нур Отан».
За этим скрывается как усиление роли партии в области общественных коммуникаций, так и большой пласт работы в регионах. Предстоит преодолеть инерцию и консерватизм, который свойственен местному уровню.
Нур Отан призван быть не только оргинструментом, но и ведущей мозговой площадкой, поскольку через нее должна происходить прокачка основных общественных потоков.
Важным направлением политического развития и коммуникаций становятся общественные советы.
В ноябре текущего года состоялся Первый мажилис общественных советов, который показал как сильные, так и слабые стороны нового института. Но самое главное, что общественные советы состоялись и стали важным инструментом общественного участия в системе принятия решений, как это было задумано в соответствии с пятью институциональными реформами Елбасы.
Конечно же, следует сказать о подъеме работы в сфере развития неправительственного сектора. НПО выдвигаются в качестве ведущего фактора в реализации «узких мест» государственной политики. В этом плане последовательно продвигается повестка гендерной и семейно-демографической политики, защиты прав детей. Это благоприятный момент, и в 2017 г. мы могли видеть все это собственными глазами.
Конечно же, 2017 год для Казахстана стал рубежным. Мы поставили перед собой планку – провести международную специализированную выставку ЭКСПО. Этот проект состоялся, несмотря на сложности в организации. Но надо сказать, что с такими трудностями сталкиваются все крупные мероприятия. Например, Миланская выставка в 2016 г. также не обошлась без инцидентов. Главное, что был выстроен грамотный алгоритм организации выставки в сжатые сроки. Конечно же, это заслуга Главы государства, который держал проведение выставки на личном контроле. На примере ЭКСПО мы показали не только организационные способности, но и возможность обеспечивать безопасность участников, проводить крупные мероприятия без эксцессов.
При этом в Казахстане, как это принято во всем западном мире, присутствует прагматический расчет. Вся инфраструктура ЭКСПО остается и продолжает работать на пользу Казахстана. Как и здания, спорткомплексы, построенные к Универсиаде, прошедшей также в этом году.
Беседовал Антон Морозов, Алматы
http://eurasia.expert/zarema-shaukenova-postepenno-prikhodit-ponimanie-vygodnosti-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soyuza/






Смотрите также: 





Также рекомендуем:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх © 2013 Copyright. enewz.ru
При копировании материалов используйте ссылку на наш сайт