» » Новый космический щит России

Новый космический щит России

Единая космическая система обеспечит своевременное обнаружение и отражение ракетной атаки противника.

Понедельник, 17 ноября 2015 года, в истории нашей страны должен быть отмечен как день начала практической реализации планов по созданию Единой космической системы (ЕКС). Эта система в качестве первого эшелона будет обнаруживать ракетную атаку противника, подавать сигнал тревоги и предоставлять данные для принятия решения на ее отражение. Именно в этот день ракета-носитель «Союз-2.1б» стартовала с Плесецка с военным космическим аппаратом нового поколения на борту.

ЕКС является дальнейшим развитием существующей Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). С учетом новых возможностей можно предположить, что ЕКС будет решать комплекс задач по контролю воздушного и космического пространства, предупреждения о ракетном нападении, информационного обеспечения систем противоракетной (ПРО) и противовоздушной (ПВО) обороны. Основой ЕКС будут космические аппараты нового поколения и модернизированные командные пункты для управления орбитальной группировкой спутников, автоматического приема и обработки информации от них, а также передачи сигналов боевого управления.

Необходимость создания ЕКС

О важности создания Единой космической системы неоднократно заявляли бывшие командующие Космическими войсками Владимир Поповкин (2008 год) и Олег Остапенко (2011 год), министр обороны Сергей Шойгу (2014 год), эксперты и военные специалисты.

Существующая уже около 30 лет Система предупреждения о ракетном нападении — один из основных элементов воздушно-космической обороны. Она предназначена для определения в автоматическом режиме с высокой достоверностью момента старта межконтинентальных баллистических ракет (МБР) государства-агрессора, объектов атаки и времени полета ракет к ним. Решение этих задач обеспечивается космическим (группировка аппаратов на орбите) и наземным (радиолокационные и контрольно-измерительные станции) эшелонами с необходимыми элементами управления и обеспечения.

Космический эшелон — это совокупность высокоэллиптических («Око», тип 74Д6) и геостационарных («Око-1», тип 71Х6) космических аппаратов с комплексом аппаратуры для обнаружения стартующих ракет. Первые обеспечивают обнаружение старта МБР только с территории США, вторые — и с подводных лодок включительно. Группировка спутников должна иметь не менее семи и четырех аппаратов на геостационарных и высокоэллиптических орбитах.

Однако хроническое отставание в области космических технологий стало причиной выхода из строя ряда космических аппаратов и резкого снижения возможностей нашей орбитальной группировки. Последний геостационарный спутник «Око-1» («Космос-2479») вышел из строя в 2014 году. Оставшиеся два высокоэллиптических спутника «Око» («Космос-2422», «Космос-2446») обеспечивают наблюдение за пусками МБР с территории США, по некоторым открытым источникам, лишь от 3 до 12 часов в сутки.

Американский космический эшелон

В США с начала 1970-х годов действует аналогичная система Integrated Missile Early Warning Satellite (IMEWS). В настоящее время над Тихим, Атлантическим и Индийским океанами, а также европейской зоной находятся девять спутников IMEWS, которые обеспечивают обзор полосы вдоль экватора. Их приемники инфракрасного излучения обнаруживают пуски советских и китайских МБР на участке выведения.

Систему IMEWS заменит система Space-Based Infrared System (SBIRS) в составе четырех геостационарных (GEO) и двух высокоэллиптических (HEO) спутников, а также сети наземных пунктов обработки данных и управления группировкой. В составе SBIRS планируется до 24 низкоорбитальных спутников Space Tracking and Surveillance System (STSS) с приемниками инфракрасного излучения. Ранее сообщалось о наличии в составе группировки SBIRS—STSS семи спутников.

«Тундра» вместо «Ока»

Новый спутник раннего предупреждения пятого поколения «Тундра» (тип 14Ф142) должен обеспечивать обнаружение с высокой вероятностью наземного и морского старта МБР и других ракет. «Тундра» заменит спутники «Око» и «Око-1». В отличие от последнего, она определяет не только старт, но и параметры траектории полета ракет, а также вероятный район удара. Кроме того, новый спутник оснащен системой боевого управления и при необходимости может использоваться для подачи команды нанесения ответного удара.

В октябре текущего года на вооружение Минобороны уже поступили два новейших спутника СПРН вместе с двумя разгонными блоками «Бриз-М» для Единой космической системы. Об этом заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе Единого дня приемки военной продукции.

Наземный эшелон

С распадом Советского Союза начал распадаться и наземный эшелон Системы предупреждения о ракетном нападении. За границей — в Казахстане, Белоруссии, Азербайджане, на Украине и в Латвии — оказались радиолокационные станции (РЛС) загоризонтного обнаружения. По разным причинам от использования РЛС на территории трех последних стран РФ отказалась.