Реклама

Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое
 
» » Энергоэффективный Китай: информация к размышлению
0

Энергоэффективный Китай: информация к размышлению

  • Опубликовал: Energy
  • Дата: 9-08-2011, 05:40
  • Категория: Новости » Энергоэффективный Китай: информация к размышлению



Энергоэффективный Китай: информация к размышлению
Smart grid с китайским акцентом

Проблема экономии энергоресурсов и повышения энергетической эффективности, вопросы энергосбережения, широко обсуждаемые экспертным сообществом энергетиков и специалистов в области информационных технологий, проблема устойчивого функционирования и инновационного развития топливно-энергетической системы и жилищно-коммунального хозяйства, тесно связанная с проблемой создания интеллектуальных сетей энергоснабжения, представляет особую актуальность не только для Российской Федерации, но и для других стран, входящих в «Большую двадцатку». Особенный интерес в этой связи представляет изучение подходов к практической реализации программы по созданию интеллектуальных сетей энергоснабжения в Китайской Народной Республике.

В начале 2011 года Государственная энергосетевая корпорация Китая обнародовала свои планы «по реализации к 2015 году в основных параметрах концепции устойчивой и эффективной интеллектуальной энергетической системы». Китайские аналитики полагают, что период двенадцатой пятилетки (2011–2015 годы) в КНР станет определяющим для развития интеллектуальных сетей энергоснабжения.

На Международной конференции по технологии сверхвысоковольтной передачи электроэнергии в мае 2009 года Государственная энергосетевая корпорация Китая официально представила программу развития устойчивых и эффективных интеллектуальных сетей энергоснабжения. В марте 2010 года премьер Государственного совета КНР Вэнь Цзябао в отчете о работе правительства Китая четко обозначил необходимость интенсивного развития интеллектуальных сетей энергоснабжения. Развитие интеллектуальных сетей энергоснабжения также было включено как одно из положений в двенадцатилетний план развития народного хозяйства и общества КНР.

Что же такое устойчивые и эффективные интеллектуальные сети энергоснабжения, по мнению китайских специалистов? Сотрудник Научно-исследовательского центра интеллектуальных сетей энергоснабжения НИИ энергетики Государственной энергосетевой корпорации Китая профессор Цзинь Сяолин дал такое определение: «Устойчивые и высокоэффективные интеллектуальные сети энергоснабжения – это энергосети нового поколения, создаваемые на базе сверхвысоковольтных электросетей, на основе скоординированного развития всех уровней электроэнергетической системы, характеризующиеся высокой степенью информатизации, автоматизации и интерактивности, включающие в себя все уровни генерации, передачи, преобразования, распределения, потребления и диспетчерского управления электрической энергией, охватывающие все классы напряжения и интегрирующие потоки электроэнергии, данных и сервисов». Устойчивость и эффективность являются базовыми необходимыми параметрами современных энергетических систем. Устойчивость, эффективность – основа, интеллектуальность – ключевое условие, один элемент не может обойтись без двух других.

Представленная на Международной конференции по технологии сверхвысоковольтной передачи электроэнергии программа развития интеллектуальных сетей энергоснабжения Государственной энергосетевой корпорации Китая делится на три этапа: 2009–2010 годы – этап планирования и экспериментальных проектов; 2011–2015 годы – этап комплексного строительства; 2016–2020 годы – этап выхода на лидирующие позиции и наращивания функциональных возможностей, когда должна быть полностью выстроена единая устойчивая и эффективная интеллектуальная электроэнергетическая система, а технологии и оборудование должны достичь самого высокого мирового уровня.

Сотрудник Научно-исследовательского института электротехники Академии наук КНР Ци Чжипин высказал мнение, что «при развитии интеллектуальных сетей энергоснабжения ныне существующие механизмы управления, механизмы ценообразования, способы тарификации претерпят изменения, произойдет конвергенция передающих электросетей и телекоммуникационных сетей».

Заместитель главного инженера Научно-исследовательского института электроэнергетики Государственной электросетевой компании Китая Ху Сюэхао, в свою очередь, сказал: «Информатизация в Китае уже в основных аспектах достигла уровня, требуемого для строительства интеллектуальных сетей энергоснабжения. Исследования в области технологий автоматизации контроля и управления находятся на самых передовых позициях в мире, результаты разработок в области цифровизации трансформаторных подстанций уже применяются в производственной практике. Все это представляет собой базовые условия для строительства интеллектуальных сетей энергоснабжения в Китае. Производственные стандарты станут одним из ключевых и спорных вопросов. Интеллектуальные сети энергоснабжения затрагивают интересы множества поставщиков электрооборудования и технологий. Разные поставщики применяют различные технологии, стандарты, и выбор конкретной продукции часто может предопределить направление и тенденцию развития той или иной технологии».

Аналитик компании Northeast Securities Чэнь Пэн считает, что программа развития интеллектуальных сетей энергоснабжения в краткосрочном периоде будет эффективно стимулировать развитие таких смежных отраслей, как производство «умных» электросчетчиков, создание цифровизованных трансформаторных подстанций, системная интеграция, разработка измерительных систем, однако действительно выгодное положение в отрасли займет индустрия альтернативных источников энергии.

На основании обнародованной Государственной энергосетевой корпорацией программы развития интеллектуальных сетей энергоснабжения в Китае академик Академии наук КНР Лу Цян прогнозирует, что для достижения передовых позиций в мире совокупный объем инвестиций всех трех этапов должен составить более 1 трлн. юаней (около 4,4 трлн. рублей). Однако согласно анализу компании Huarong Securities объем капиталовложений может быть еще более значительным.

На первом этапе планируются проведение масштабных экспериментов по созданию полностью переведенных на цифру трансформаторных подстанций, экспериментальное применение переведенных в цифровой режим переключателей питания, трансформаторов и другого оборудования, разработка систем управления энергопотреблением, разработка проектов распределенной генерации электро-энергии. На этом этапе одни только инвестиции в электросети со сверхвысоковольтной передачей электроэнергии должны составить около 83 млрд. юаней (около 365 млрд. рублей).

На втором этапе планируются широкое распространение новейших систем диспетчеризации, обновление и повышение функциональных возможностей имеющихся систем. Должно начаться широкомасштабное внедрение полностью цифровизованных трансформаторных подстанций.

Должна быть проведена пробная эксплуатация гибких (управляемых) систем электропередачи (Flexible Alternate Current Transmission Systems – FACTS). В части использования абонентских терминалов должно быть проведено комплексное внедрение «умных» электросчетчиков и систем сбора информации об энергопотреблении в жилых районах, система двусторонней интерактивной коммуникации должна быть частично распространена в крупных городах.

Должно быть начато экспериментальное применение автоматизированных систем управления распределением электроэнергии и распределенной генерации электро-энергии. На данном этапе прогнозируемый совокупный объем инвестиций должен составить около 2 трлн. юаней (около 8,8 трлн. рублей). На третьем этапе должно произойти внедрение полностью переведенных на цифру трансформаторных подстанций в широком масштабе, планируется начать широкое применение технологий гибкой передачи электроэнергии, «умные» электросчетчики должны получить дальнейшее распространение.

Построение интеллектуальных распределительных сетей должно в основном быть закончено, распределенная генерация электроэнергии и использование энергонакопителей должны получить широкое распространение в главных городах. Прогнозируемый объем инвестиций этого этапа должен достигнуть 1,7 трлн. юаней (около 7,5 трлн. рублей).

Аналитик компании Mingsheng Securities полагает, что создание интеллектуальных сетей энергоснабжения поставит более высокие требования к таким технологиям, как: производство интегральных схем, разработка программного обеспечения, производство материалов для электронных приборов, сетевые и информационные технологии, технологии хранения данных, сетевая безопасность и защита информации, техника отображения информации, измерительное оборудование и технологии, производство специализированного электронного оборудования, навигация и телеметрия, одновременно содействуя повышению уровня компетенции КНР в овладении этими прикладными технологиями.

Государственная энергосетевая корпорация Китая 29 июня 2010 года обнародовала в Пекине официальный перечень технических стандартов, а также план разработки ключевого оборудования и систем интеллектуальных сетей энергоснабжения. Для большого числа поставщиков оборудования, предвкушающих дивиденды, которые сулит развитие интеллектуальных сетей энергоснабжения, издание двух документов внесло ясность в вопросе дальнейшего направления разработок новой продукции.

В «Плане разработки системы технических стандартов интеллектуальных сетей энергоснабжения» обозначены следующие общие положения и направления развития системы технических стандартов интеллектуальных систем энергоснабжения, а именно восемь специализированных отраслей: интеллектуальная генерация электрической энергии, интеллектуальная передача электроэнергии, интеллектуальное преобразование электрического тока, интеллектуальное энергопотребление, интеллектуальный диспетчерский контроль и управление, применение информационных технологий и телекоммуникаций; 26 технологических направлений, 92 серии стандартов. Государственная энергосетевая корпорация будет проводить утверждение технических стандартов интеллектуальных сетей энергоснабжения в три этапа.

Указанный план является программным документом и методологическим руководством при осуществлении выработки производственных стандартов интеллектуальных сетей энергоснабжения Государственной энергосетевой корпорации Китая. Государственная энергосетевая корпорация будет руководствоваться данным документом для скорейшей выработки производственных стандартов интеллектуальных сетей энергоснабжения.

В «Плане разработки ключевого оборудования и систем интеллектуальных сетей энергоснабжения» впервые комплексно изложена программа разработки, состоящая из семи технологических направлений, 28 специальных технических решений и 137 наименований ключевого оборудования. В данном плане приводится анализ состояния разработок в области ключевого оборудования интеллектуальных сетей энергоснабжения в Китае и за его границами. По всем видам уже разработанного оборудования, оборудования, находящегося в стадии разработки, и оборудования, предполагаемого к разработке в перспективе, обозначена четкая производственная стратегия. По каждому виду оборудования утвержден конкретный перечень мероприятий по разработке и выпуску, целевые показатели производственных мероприятий и программа разработки и выпуска продукции. На основании данного плана Государственная энергосетевая корпорация будет осуществлять разработку ключевого оборудования интеллектуальных сетей энергоснабжения в три этапа.

Изучая концептуальные подходы к развитию интеллектуальных сетей энергоснабжения в Китайской Народной Республике, можно заключить, что повышение энергетической эффективности китайской экономики ориентировано не на точечные проекты, связанные с инновациями в каком-то ограниченном сегменте энергетики страны, а представляет собой комплексный подход к модернизации энергетической системы страны.

Мероприятия по созданию интеллектуальных сетей энергоснабжения в Китае проводятся в рамках государственного планирования развития отраслей национальной экономики на основе среднесрочных и долгосрочных программ, детально регламентирующих временные рамки, технические и финансовые параметры конкретных этапов реализации. При этом формирование программ и их последующее осуществление проходят на основе скоординированного взаимодействия государства, крупных государственных и частных компаний.

Пища для размышлений

Однако свидетельства планомерной и целенаправленной реализации программ повышения энергетической эффективности национальной экономики и развития интеллектуальных сетей энергоснабжения в Китайской Народной Республике должны у нас не только вызывать невольное восхищение мощью китайского государства, но и заставить нас немного задуматься. Прежде всего над тем, насколько целенаправленно и планомерно реализуются программы повышения энергетической эффективности национальной экономики и экономии энергоресурсов в Российской Федерации, насколько практическая реализация положений Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», принятого в ноябре 2009 года, способствует развитию и модернизации топливно-энергетической системы и жилищно-коммунального хозяйства нашей страны.

Задуматься основательно заставляют аналитическое исследование под названием «Перспективы экономического взаимодействия Дальнего Востока России и северо-востока Китая в области электроэнергетики» доктора экономических наук, профессора Александра Губенко из Санкт-Петербурга и кандидата экономических наук Константина Татценко из Владивостока, а также изыскания журналиста «Новой газеты во Владивостоке» Василия Авченко. В исследовании наглядно показано, как осуществляемый в настоящее время экспорт электричества из Амурской области в Китай, который преподносится местными властями как исключительно выгодный для России проект, в действительности выгоден лишь Китаю и, возможно, тем россиянам, которые непосредственно вовлечены в этот процесс.

Ученые продемонстрировали, что российские электростанции, работающие на экспорт, оказывают вредное воздействие на природу российского региона, в котором они располагаются. Согласно полученным данным, вместо энергопрофицитной энергосистемы Сибири (как это планировалось вначале) для экспорта используется энергодефицитная энергосистема Дальнего Востока, где электричества не хватает даже для удовлетворения внутренних нужд. Кроме того, китайским потребителям электрическая энергия продается в три-четыре раза дешевле, чем российским потребителям, следовательно, это напрямую работает на конкурентоспособность китайской промышленности, уничтожая отечественную промышленность и тем самым увеличивая импортную зависимость Российской Федерации от Китая. Исследователи пришли к выводу, что проект является полностью невыгодным для России, но те из коммерсантов, кто вложил средства в сооружение экспортных ЛЭП, не заинтересованы в увеличении электропотребления на Дальнем Востоке, а следовательно, в развитии здесь промышленности и росте населения. Экспортеры вместе с китайскими партнерами лоббируют строительство новых тепловых и гидроэлектростанций на Дальнем Востоке, что может только усугубить экономический, геополитический и экологический ущерб.

Ущерб природе Дальнего Востока при запланированном строительстве новых электростанций может оказаться поистине катастрофическим. Ученые указывают, что на российской стороне будут оставаться все продукты сгорания угля в ТЭС, истощаться и загрязняться запасы пресных вод. Жители региона получат изуродованные ландшафты от ГЭС и ТЭС, уничтоженные рыбные запасы и т.д. Китайские же потребители, напротив, останутся в выигрыше, получив дешевую энергию. Эксперт Амурской программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) Евгений Симонов считает, что «продажа электричества в КНР по цене ниже, чем для российского производителя, – это прямой путь к дальнейшей утрате остатков конкурентоспособности и депопуляции Дальнего Востока».

Председатель КНР Ху Цзиньтао в ходе своего предстоящего визита в Россию с 15 по 18 июня 2011 года впервые примет участие в работе Петербургского международного экономического форума. Кроме того, 16 июня ожидается подписание договоров, имеющих важное государственное значение, между российскими и китайскими компаниями в присутствии глав государств России и Китая. Основная тематика двустороннего сотрудничества КНР и РФ согласно публикациям китайских и российских СМИ, а также сведениям, анонсированным политическими органами Китая, – это топливная энергетика и финансовые инвестиции.
Таким образом, очевидно, что Китайская Народная Республика активно идет по пути инновационного развития и модернизации национальной экономики в части, касающейся повышения энергетической эффективности и развития интеллектуальных сетей энергоснабжения, при этом используя для нужд собственного потребления не только поставляемые из Российской Федерации энергоносители, но также и электрическую энергию по сниженным ценам. В этой связи напрашивается вывод, что в стратегическом отношении Китай рассматривает Россию не как равноправного партнера в реализации масштабных высокотехнологичных индустриальных проектов, а прежде всего как сырьевой ресурс для собственного роста и развития. Тематика предстоящего государственного визита председателя КНР лишний раз это подтверждает.

В свете подобных выводов для достижения Российской Федерацией успеха в области повышения энергетической эффективности национальной экономики, модернизации топливно-энергетической системы и жилищно-коммунального хозяйства страны, а как следствие, экономического роста и повышения престижа страны на международной арене представляется целесообразным более тесное взаимодействие в практической плоскости между органами государственной власти и крупным бизнесом при руководящей, регулирующей и направляющей роли государства.




Смотрите также: 





Также рекомендуем:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх © 2013 Copyright. enewz.ru
При копировании материалов используйте ссылку на наш сайт