Реклама

Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое
 
» » Угроза с моря и воздуха: лучшие палубные машины России и СССР
0

Угроза с моря и воздуха: лучшие палубные машины России и СССР




Угроза с моря и воздуха: лучшие палубные машины России и СССР

Палубная авиация впервые показала себя в годы Второй мировой войны и сразу стала решающей силой в морских сражениях. В итоге авианесущие корабли вытеснили линкоры. В лидерах по числу плавучих аэродромов и палубных самолетов — США. Однако корабельная авиация важна и для отечественного флота.


Первый в Союзе

В начале 1970-х для авианесущих крейсеров проекта 1143 в ОКБ Яковлева создали палубный штурмовик Як-38 — первый в СССР самолет вертикального взлета и посадки. Всего построили 231 машину.


Это цельнометаллический свободнонесущий среднеплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме. Ноу-хау самолета — уникальная силовая установка из одного подъемно-маршевого и двух подъемных двигателей. Благодаря ей штурмовик способен безопасно приземлиться на палубу даже в серьезный шторм.


Вооружение размещалось на четырех балочных держателях, рассчитанных на боеприпасы массой до 500 килограммов каждый. Специально для штурмовика разработали внешнюю съемную пушечную установку (ВСПУ-36), представлявшую собой двуствольную 23-миллиметровую пушку ГШ-23 с темпом стрельбы 3400 выстрелов в минуту. Кроме того, Як-38 мог применять широкую номенклатуру управляемых и неуправляемых ракет, а также свободнопадающие бомбы.


Ахиллесовой пятой Як-38 был сравнительно небольшой боевой радиус — около 195 километров. Не было бортовой РЛС, что фактически позволяло вести воздушный бой только на очень близкой дистанции. Наконец, Як-38 отличался высокой аварийностью. Из двухсот с небольшим выпущенных машин в авариях и катастрофах потеряли около полусотни.


Угроза с моря и воздуха: лучшие палубные машины России и СССР


Универсальный солдат

Многоцелевой всепогодный палубный самолет вертикального взлета и посадки Як-141 впервые поднялся в воздух в 1987-м. Эти машины должны были составить костяк авиагрупп тяжелых авианесущих крейсеров «Новороссийск», «Баку», «Тбилиси», «Рига» и «Ульяновск», однако затянувшиеся испытания и распад СССР поставили на проекте крест. Во многом Як-141 развил идеи, заложенные в Як-38. Компоновка, в принципе, та же. Однако «сто сорок первый» серьезно превосходил предшественника по тактико-техническим характеристикам и боевым возможностям.


Як-141 получился по-настоящему «универсальным солдатом». Он предназначался для прикрытия авианосных соединений от самолетов противника, завоевания господства в воздухе, ведения ближнего маневренного и дальнего боя, а также нанесения ударов по наземным и надводным целям. Боевой радиус — до 900 километров, максимальная скорость — 1800 километров в час, практический потолок — 15 тысяч метров. Вооружение — 30-миллиметровая авиационная пушка ГШ-30-1, управляемые и неуправляемые ракеты на пяти точках подвески. В отличие от Як-38, на Як-141 ставили бортовую РЛС.


Угроза с моря и воздуха: лучшие палубные машины России и СССР


Однако в серию самолет так и не пошел. К концу 1991-го финансирование проекта свернули, и сотрудники ОКБ Яковлева предложили разработку иностранцам. На призыв откликнулись в концерне Lockheed Martin. Это не помогло машине с путевкой в жизнь, однако американцы воспользовались случаем и «приватизировали» часть технической документации Як-141. Их нынешний истребитель пятого поколения F-35 (точнее, его флотская модификация F-35B) подозрительно похож на советский самолет. Многие авиационные эксперты, в частности, отмечали, что поворотный вентилятор, отклоняемый на 95 градусов, явно срисован с двигателя Як-141.


Морская «сушка»

Основной палубный истребитель современной российской армии — машина четвертого поколения Су-33, ранее известная как Су-27К. От базового «двадцать седьмого» самолет отличается множеством конструктивных особенностей: передним горизонтальным оперением, усиленными стойками шасси, складными консолями крыльев, защитой от коррозии конструкции при длительной эксплуатации в морском климате, оборудованием для работы по надводным целям.


В ВМФ сейчас 18 истребителей Су-33. В ноябре 2016-го они приняли боевое крещение. Самолеты из авиагруппы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» наносили удары по объектам террористов в сирийских провинциях Идлиб и Хомс. На эту командировку пришлась одна из небоевых потерь Су-33: при посадке оборвался трос аэрофинишера, и самолет упал в море. Летчик успел катапультироваться.


Су-33 — самый большой в мире палубный истребитель, рассчитанный на длительное патрулирование и перехват воздушных целей на большом удалении от авианосца. С полным запасом топлива и боекомплектом ракет «воздух — воздух» (на всех 12 точках подвески) радиус действия Су-33 достигает полутора тысяч километров.


Угроза с моря и воздуха: лучшие палубные машины России и СССР


В рамках программы модернизации весь парк самолетов получил современное бортовое радиоэлектронное оборудование, а также новый прицельно-навигационный комплекс с подсистемой высокоточного бомбометания СВП-24-33 «Гефест».


Винтокрылый снайпер

За морские вертолеты в России традиционно отвечает компания «Камов». Машины с соосной схемой расположения несущих винтов уже много десятилетий остаются визитной карточкой Военно-морского флота. Недавно семейство этих машин пополнила морская модификация «ударника» Ка-52 — Ка-52К «Катран».


Первый полет «Катран» совершил 7 марта 2015-го. Этот аппарат разрабатывали под универсальные десантные вертолетоносцы «Мистраль». Минобороны заключило контракт на поставку трех десятков Ка-52К еще весной 2014-го. Но затем Париж под давлением партнеров по НАТО аннулировал сделку, а оба «Мистраля» в октябре 2015-го выкупил Египет.


Угроза с моря и воздуха: лучшие палубные машины России и СССР


Вертолет получился настолько удачным, что в Минобороны решили от него не отказываться. От стандартного «Аллигатора» «Катран» отличается механизмом складывания лопастей и несущих консолей. Это делает машину более компактной не только для базирования на корабельной палубе или в трюме, но и для транспортировки грузовым самолетом. Кроме того, «Катран» оборудован усиленными стойками шасси, которые непросто подломить даже при ударе о землю. Это повышает выживаемость экипажа при аварийной посадке или при заходе на палубу в шторм.


Основным вооружением «Катрана», как ожидается, станут новейшие противотанковые управляемые ракеты «Гермес-А». По дальнобойности (20 километров) они значительно превосходят «Вихрь» (десять километров) и «Атаку» (шесть километров), которыми вооружены Ка-52 и Ми-28Н соответственно. Таким образом, вертолету не нужно входить в зону действия ПВО ближней и малой дальности, чтобы уничтожить противника.






Смотрите также: 





Также рекомендуем:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх © 2013 Copyright. enewz.ru
При копировании материалов используйте ссылку на наш сайт