Реклама

Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое
 
» » Оборона России: роль изобретателей
0

Оборона России: роль изобретателей




Оборона России: роль изобретателей

Для защиты национальных интересов России в условиях резко обострившейся военно-политической обстановки необходимо достижение долговременного, качественного превосходства системы вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ).
Решение этой задачи возможно при реализации инновационной стратегии развития вооружения, военной и специальной техники.
При этом должны наращиваться возможности ВС РФ, как по стратегическому сдерживанию, так и по отражению агрессии в военных конфликтах различного масштаба.
Эффективная реализация инновационной стратегии развития системы вооружения возможна только при полном использовании всего научно-технического задела, имеющегося в государстве, включая потенциал изобретательского сообщества.
Отечественная история знает множество фактов влияния изобретателей на развитие военного дела и системы вооружений в стране. Так, в 2012 году почти каждое пятое из 895 изобретений военных новаторов России внедрено в практику ВС РФ.
В качестве одного из примеров эффективного использования научно-технического задела, имеющегося у российских изобретателей, можно привести разработку 5,45-мм автомата АДС (двухсредного, специального). При этом конструктор АДС Данилов Ю.С., не работающий на оружейном производстве, добился проведения испытания и оценки автомата потенциальными пользователями — людьми, которым возможно предстоит выполнять боевые задачи с таким оружием. В результате испытаний было установлено существенное превосходство его изделия над стоящими на вооружении образцами.
Примером зарубежного опыта эффективного сотрудничества изобретателей и военного ведомства является история создания в США системы HAARP, разработанной на основе трех запатентованных изобретений одного из последователей Н.Теслы Бернарда Истлунда.
Анализ современного опыта взаимодействия военного ведомства с изобретателями показывает, что эффективной системы рассмотрения и реализации научно-технических проектов военного назначения, предлагаемых физическими лицами, пока не создано.
Формирование в 2012 году Системы перспективных военных исследований и разработок Минобороны России (СПВИР) позволило активизировать работу с изобретательским сообществом. СПВИР стала удобной площадкой для общения специалистов военного ведомства и изобретателей, а также для разработки путей дальнейшей реализации отобранных научно-технических проектов. Однако взаимодействие потеряло динамику на этапе принятия управленческих решений по внедрению изобретений.
Опыт инновационной деятельности Минобороны России в 2012–2014 годах показал, что на эффективность работы с изобретателями оказывают влияние ряд негативных факторов: недоверие изобретателей государственным органам; отсутствие желания у молодых изобретателей идти на контакт с государством; ограниченность новаторов в собственных финансовых и материальных средствах; наличие индивидуальных особенностей у каждого изобретателя как творческой личности; наличие ведомственных ограничений разного рода (организационных, нормативно-правовых, научных, технических, бюджетных).
В основе недоверия изобретателей лежат страхи быть обманутым, лишиться авторства и доходов от внедрения разработки. Как правило, изобретатели, обращаясь в Минобороны России, стремятся минимизировать содержательную информацию о своих изобретениях. Представленные материалы носят поверхностный характер, что затрудняет проведение экспертизы или делает её невозможной в принципе.
Одним из возможных решений проблемы является разработка военным ведомством и размещение в открытом доступе четких требований к представляемым в Минобороны России материалам по изобретениям. При этом должна быть гарантирована защита изобретателя от утечки информации по рассматриваемым научно-техническим проектам третьим лицам.
Сегодня на контакт с государственными органами и учреждениями науки идут, в основном, люди пенсионного возраста. Остальные, из-за отсутствия положительных примеров повышения социального статуса их коллег в обществе, предпочитают работать по грантам или за границей. Та часть новаторов, которая пытается сотрудничать с Минобороны России из патриотических чувств, как правило, не имеет собственных финансовых средств, позволяющих довести разработки до достаточного для проведения испытаний уровня.
Невозможность доведения изобретателем-одиночкой своих разработок в военной области до демонстрационного образца из-за отсутствия финансовых средств должна устраняться системой отечественных грантов. При этом целесообразно использовать механизм разработки и постановки продукции на производство с помощью выполнения аванпроекта. Выдаче гранта может способствовать положительное заключение по проекту общественного объединения изобретателей.
Распространившаяся в последнее время система поддержки изобретателей венчурными фондами не способна решить эту проблему, поскольку в основе принятия решения о финансировании проекта лежит исключительно перспектива получения прибыли — критерий непригодный для военной области.
Однако по проектам двойного назначения оптимальным для государства является путь реализации изобретений с использованием ресурсов венчурного бизнеса и механизмов государственно-частного партнерства.
Изобретательское сообщество неоднородно, состоит из многих ярких личностей, отличающихся глубоким знанием сути решаемых проблем и увлеченностью своими идеями. Требуется учет индивидуальности авторов изобретений, в противном случае связь с изобретателем утрачивается по инициативе одной из сторон. Решение этой проблемы видится в обязательном применении индивидуального подхода к каждому новатору, стилю и манере общения с ним.
Настоящему включению изобретательского сообщества в контур инновационной деятельности Минобороны России и использованию потенциала новаторов препятствует ряд ограничений.
Прежде всего — несовершенство нормативно-правовой базы по вопросам изобретательской деятельности.
Система патентования изобретений требует дальнейшего совершенствования. Премьер-министр России Дмитрий Медведев на совещании, посвященном вопросам инновационного развития отраслей экономики, отметил, что тема патентования непростая, однако без решения этого вопроса невозможно защитить интересы страны. Было предложено создать единый патентный центр, который оказывал бы содействие в защите изобретений российского малого и среднего бизнеса не только в России, но и за рубежом, а также проработать вопрос о создании в России на основе государственно-частного партнерства сети испытательных центров.
Представляется целесообразным создать один из подобных испытательных центров в интересах Минобороны России. К данной работе необходимо привлечь научное и изобретательское сообщества.
Оказание помощи изобретателям по ведению дел с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности необходимо осуществлять, в том числе за счет развития института патентных поверенных, предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации.
Отсутствие четкого разделения полномочий между органами военного управления и организациями Минобороны России, принимающими участие в оценке инновационных проектов и принятию решений по внедрению перспективных разработок, часто приводит к дублированию работ по экспертизе. При этом заключения и выводы одних организаций не учитываются другими.
Например, разработчику перспективного бронебойного боеприпаса Правительство России выделило финансирование на создание и оснащение специализированной лаборатории. Автор идеи при поддержке государства добился положительных результатов. После чего одна из научно-исследовательских организаций Минобороны России выдала отрицательное заключение по проекту без проведения каких-либо испытаний образца. В результате, несмотря на выделение целевых средств на дальнейшее развитие работ, перспектива реализации изобретения в ВС РФ не определена.
При этом сами эксперты Правительства России и Минобороны, вероятнее всего, даже не подозревают о существовании друг друга.
Существующий порядок организации и проведения экспертизы инновационных проектов и их последующей реализации в Минобороны России требует пересмотра. Это обусловлено реформированием военно-научного комплекса ВС РФ и развитием государственно-частного партнерства в сфере оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
Отсутствие у изобретателей «дорожных карт» реализации проектов препятствует эффективному взаимодействию изобретательского сообщества, как с Минобороны России, так и с государственными корпорациями. Негативное влияние этого фактора демонстрирует пример инициативной разработки за счет собственных средств одним из изобретателей нового типа воздушного винта, по своим характеристикам превосходящего лучшие мировые образцы. Применение изобретения может позволить приступить к созданию отечественных конвертопланов военного и гражданского назначения. При этом разработка летательных аппаратов этого вида определена в качестве приоритетного направления в США и активно ведется как минимум в семи странах мира. Однако, из-за отсутствия в России эффективной и взаимовыгодной схемы оценки и реализации изобретений физических лиц в области авиастроения, оперативное внедрение актуальной разработки затруднено.
«Дорожная карта изобретателя» должна содержать чёткую последовательность действий и порядок их осуществления отдельно для изобретений в интересах Минобороны России (других силовых ведомств) и гражданского сектора, а также предусматривать порядок действий в спорных ситуациях и в случаях, когда целевое предназначение изобретения изменяется в процессе оформления прав на интеллектуальную собственность.
Одним из путей повышения эффективности взаимодействия военного ведомства с новаторами служит активное вовлечение в этот процесс общественных организаций изобретателей, представляющих их интересы.
Особого внимания требует совершенствование системы экспертизы изобретений и других инновационных проектов, которая должна служить основой для подготовки всесторонне обоснованных решений по ним.
При этом необходимо создать механизмы учета качества экспертизы и стимулирования экспертов.
В основе этого процесса может быть создание и ведение реестра экспертов Минобороны России с использованием рейтинговой системы. Возможность включения в состав реестра должны иметь специалисты (в том числе, не имеющие учёных степеней) обладающие практическими знаниями и признанным опытом работы в своём направлении. Данное предложение особенно актуально в отношении тех областей знаний, которые в настоящее время утрачены наукой или только появляются.
По ряду научных направлений даже авторитетные экспертные организации зачастую неспособны представить объективные заключения по проектам, отличающимся высокой степенью новизны, из-за снижения качества образования и оттока научных кадров (вследствие различных причин). Проведение испытаний изобретений затрудняет недостаточная развитость лабораторно-испытательной базы научно-исследовательских организаций Минобороны России.
Примером служит судьба одного из запатентованных изобретений, имеющего международные награды.
Предложение автора использовать его разработку в интересах Минобороны России авторитетно отклонено. В тоже время, французских экспертов не смутило фактическое отсутствие специалистов в данной области. Проведя недорогие испытания, они получили положительный результат и засекретили работы. Теоретические заключения российских экспертов французы благоразумно к сведению не приняли. В настоящее время по этому изобретению имеется линейка изделий. Кроме того, в шести государствах осуществляется контрафактный выпуск аналогов.
Эффективному сотрудничеству изобретателей с военным ведомством препятствует отсутствие системы прямой постановки Минобороны России задач изобретательскому сообществу по решению конкретных научно-технических проблем развития ВВСТ.
В условиях отсутствия четкого целеполагания изобретатели зачастую не способны в полной мере оценить актуальность, значимость и сферу применения своих разработок для конкретных военных потребителей.
Вследствие этого материалы в ряде случаев направляются «не по адресу», а при повторных обращениях могут быть рассмотрены поверхностно (с учетом ранее полученного отрицательного заключения от структуры, к компетенции которой проект не относится). Итог этого — заявитель не получает возможной поддержки. В тоже время государственная поддержка инновационной деятельности, в том числе в виде осуществления Минобороны России полномочий по предоставлению информационной и консультационной поддержки, предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации 2012 г. № 1172.
Наличие в открытом доступе информации о потребностях ВС РФ (с учетом требований по защите государственной тайны) позволит задать целевые ориентиры не только изобретателям, но и научным организациям и предприятиям ОПК.
Не менее важными факторами, влияние которых ограничивает эффективное внедрение изобретений, являются «белые пятна» в науке, ограничения связанные с требованиями сохранения государственной тайны, а также финансовые интересы третьих лиц, имеющих возможность оказать противодействие реализации изобретений и закрывающих технологий.
Представление изобретателями некоторых разработок, не укладывающихся в привычную «картину мира», в ряде случаев расценивается экспертами как обвинение в ложности устоявшихся научных истин, с соответствующими для авторов «нестандартных» изобретений негативными последствиями экспертизы.
В целом, большинство проблем в подготовке обоснованных решений по реализации изобретений носят организационно-правовой характер и могут быть решены без затраты значительных финансовых ресурсов.
Необходимо признать изобретателей необходимым, равноправным и обязательным субъектом инновационной деятельности Минобороны России. При этом, под изобретателем следует понимать как творческие коллективы научных и производственных организаций, так и изобретателей-одиночек.
Задача эффективного взаимодействия с изобретательским сообществом может быть решена на основе системного подхода к формированию механизма постановки задач изобретательскому сообществу, рассмотрения заявок новаторов, принятия решения по ним и дальнейшей реализации инновационных проектов. Этот механизм должен предусматривать порядок трудоустройства изобретателя в одну из структур военного ведомства (при необходимости) и порядок особого допуска изобретателей к работам по военной тематике, обеспечивающий защиту государственной тайны. Например, введение специального «тематического допуска» позволит привлекать на срок проведения работ необходимых специалистов из негосударственных организаций с минимальным последующим ограничением их прав.
Кроме того необходимо проработать вопрос об эффективной и справедливой оценке стоимости результатов интеллектуальной деятельности.
С учетом того, что работа с изобретателями и другими субъектами инновационной деятельности носит информационно-аналитический характер, необходимо совершенствование системы аналитического обеспечения инновационной деятельности Минобороны России. Направлением этого совершенствования может стать объединение разрозненных ныне компонент информационно-аналитической деятельности (информационно-аналитический мониторинг, анализ, моделирование, экспертиза, прогнозирование) на единой ведомственной или государственной площадке.
Данная статья не претендует на исчерпывающий анализ проблем взаимодействия изобретателей и Минобороны России, однако может быть полезна при выработке решений, направленных на совершенствование инновационной деятельности в сфере обороны. Использование всего инновационного потенциала, в том числе научно-технического задела, имеющегося в изобретательском сообществе, позволит избежать «догоняющего» развития системы вооружения и обеспечить ассиметричный ответ на угрозы безопасности России.




Смотрите также: 





Также рекомендуем:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх © 2013 Copyright. enewz.ru
При копировании материалов используйте ссылку на наш сайт