Реклама
Облако тегов
- ГЭС, Оперативная из военных за на, Россию, США, Сирия, Украины, армия, газ, для, за, из, как, которые, марс, на, на ВСУ по ДНР этом, на Сирии, на что США по для, на что по США России, на что по для будет, на что по из США, не, не что для как от, не что по это как, не что потока «Северного «Северный, нефтегаз, нефть, по, российского, снарядов, территории, того, том, тэк, что, что заявил, что не том, что сообщает, это, этом
Показать все теги
Популярное
-
ВС РФ продвигаются на Авдеевском направлении
Группировка войск «Центр» вошла на окраину с. -
Режим КТО введён в Дагестане: проведена эвакуация граждан (ВИДЕО)
Спецназ ФСБ заблокировал террористов в квартирах -
«Связка прочна как никогда»: что Россия и Китай готовят Западу
Глава российского МИД Сергей Лавров завершил -
Новые кадры с места проведения спецоперации в Дагестане: боевики выявлены после теракта 22 марта (ВИДЕО)
Как сообщала «Русская Весна», в результате -
Столтенберг созывает заседание Совета «Украина-НАТО»
Генсека об этом попросил Зеленский.
В виде календаря
В виде списка
Архив записей
0
Глобализация и усиление конкурентной борьбы за мировые и национальные товарные и финансовые рынки диктуют необходимость модернизации экономики России на основе использования перспективных научно-технических решений, становления ее на энергоэффективный путь развития. Это влечет за собой необходимость в разработке новых подходов к развитию российской энергетики, контуры которых определяются приоритетами, обозначенными Президентом и Правительством Российской Федерации.
Международная конкуренция в сфере обеспечения энергоэффективности экономики в последний период во многом перешла в сферу формирования так называемых «умных», или интеллектуальных, энергосетей (smart grid). В США и Западной Европе уже реализуется ряд крупных и еще больше мелких проектов по переходу электроэнергетики и ЖКХ на интеллектуальные сети [3].
Этому вопросу за рубежом уделяется крайне серьезное внимание, включая, например, личное внимание президента США Б. Обамы, руководства Евросоюза и КНР.
В этих условиях Президент и Правительство Российской Федерации поставили министерствам, ведомствам, а также энергетическим корпорациям нашей страны задачу по разработке и реализации проектов по переходу электроэнергетики России на интеллектуальные сети.
На Санкт-Петербургском международном экономическом форуме (2010) был проведен «круглый стол» «Умные сети – Умная энергетика – Умная экономика» с участием руководителей ведущих энергетических ТНК мира. Министр энергетики России С. И. Шматко в своем выступлении на заседании «круглого стола» отметил, что модернизация национальной экономики подразумевает следующие задачи для электроэнергетической отрасли: инновационный характер перехода к технологиям ХХI века и программу модернизации через внедрение интеллектуальных сетей. Помощник Президента Российской Федерации А. В. Дворкович там же подчеркнул, что развитие интеллектуальных сетей является одним из приоритетных проектов комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, которую возглавляет Президент Российской Федерации.
27 сентября 2010 года Российская академия наук и ОАО «ФСК ЕЭС» подписали соглашение о сотрудничестве, включающее положения о формировании и реализации научно-технической и инновационной политики, развитии и внедрении инновационных решений в электроэнергетике.
По инициативе ОАО «ФСК ЕЭС» и ФГУ «РЭА» для разработки соответствующей концепции была создана рабочая группа, включающая академиков РАН, представителей Минэнерго России (ФГУ «РЭА»), представителей ведущих энергокомпаний нашей страны и профессионального сообщества экспертов в области энергетики. ОАО «НТЦ электроэнергетики» при участии рабочей группы была подготовлена «Концепция развития интеллектуальной электроэнергетической системы России с активно-адаптивной сетью», которая в настоящий момент проходит обсуждение в заинтересованных российских энергетических корпорациях и государственных ведомствах.
ФГУ «Российское энергетическое агентство» с учетом положений «Концепции развития интеллектуальной электроэнергетической системы России с активно-адаптивной сетью» сформирована Технологическая платформа «Интеллектуальная энергетическая система России», которая проходит сейчас соответствующее оформление и детализируется по срокам и участникам. Участниками ТП «Интеллектуальная энергетическая система России» выразили желание стать более 100 предприятий, организаций и государственных ведомств.
Понятие «умной» сети (smart grid) охватывает сегодня во всем мире одно из важнейших направлений развития рынка и технологий, представленных на нем в сфере передачи и распределения энергии. По сути дела, речь идет о технологиях, которые способны сделать электрическую сеть и ее нагрузку транспарентными и управляемыми:
– зарубежные «умные» сети – это реализация двусторонних коммуникативных обменов в цифровом формате всех участников производства, распределения, накопления и потребления электроэнергии;
– российские «умные» сети – это комплексная модернизация и инновационное развитие всех субъектов электроэнергетики на основе передовых технологий и сбалансированных проектных решений глобально на всей территории страны.
Однако необходимо отметить, что в большинстве российских энергокорпораций и многих государственных ведомствах формирование и развитие «умных» энергосетей пока понимается чрезвычайно узко, как некий сегмент лоскутной автоматизации именно энергосетевого комплекса в рамках модной инновационно-модернизационной темы.
В то же время базовые характеристики нового формата геоэнергетической суверенности России на основе перехода к интеллектуальной электроэнергетической системе определяются следующим.
В условиях идущего объединения энергорынков (Россия–СНГ, Россия–Европа, Россия–Азия) встал вопрос о синхронизации и интеграции работы энергосетей как системной инфраструктуры энергетики. В рамках такой тенденции формирование собственных технических разработок и организационно-управленческих схем как основы создания и функционирования систем автоматизированного управления энергетическим комплексом России фактически является форматом сохранения реальной энергосуверенности нашей страны. Вопрос стоит так: кто и откуда (из России или из-за рубежа) фактически будет управлять режимами энергоснабжения и управления перетоками электроэнергии в экономике нашей страны?
Формирование интеллектуальных энергосетей на основе магистральных энергосетей ОАО «ФСК ЕЭС» логически – для обеспечения системной эффективности – требует продолжения на распределительные энергосети (ОАО «Холдинг МРСК»), теплосети, энергопотребителей, включая население и промышленные предприятия, взаимоувязки с энергогенерацией и энергосбытами, взаимодействия с отраслевым (Минэнерго России, Минпромторг России, Минрегион России и т.п.) и территориальным (субъекты РФ) государственным управлением, а также структурами МЧС России, Ростехнадзора и т.п. Именно в этом случае будет обеспечена надежность энергоснабжения и энергоэффективность, включая прозрачность движения энерго- и финансовых потоков, снижение эксплуатационных затрат, оптимизацию расположения и развития крупных объектов энергогенерации и энергопотребления.
Возможности системной оптимизации энергоэффективности – на основе интеллектуальных энергосетей – по последовательной цепочке взаимосвязанных энергетических бизнесов и энергозависимых производственно-торговых бизнесов требуют формирования сквозных технологических и управленческих решений и типовых проектов, согласованных в отраслевом и территориальном аспектах исходя из ключевого звена энергосетей ОАО «ФСК ЕЭС». Закольцовка посегментной оптимизации энергоэффективности позволит обеспечить полный цикл автоматизированного управления энергоснабжением и оптимизацию энергоэффективности всего народнохозяйственного комплекса на принципах Единой энергетической системы страны, что не может быть достигнуто в США и ЕС, и подтвердит эффективность управленческих подходов, реализуемых российским руководством.
Увязка проектов интеллектуальных сетей, «умного» энергоснабжения и «умного» энергопотребления позволит обеспечить безопасность управления энергообъектами страны во всех ее аспектах, включая: защиту от системных информационных атак по телекоммуникационным сетям с территории нашей страны и из-за рубежа; работу во время чрезвычайных ситуаций техногенного, природного, террористического, военного и т.п. характера; устранение любого характера системных сбоев как естественного, так и инициированного характера и др.
Формирование комплекса взаимосвязанных интеллектуальных энергосетей и энергообъектов позволит строить рыночные энергоотношения как внутри страны, так и путем внешнеэкономического объединения национальных и международных энергорынков (СНГ, Европа, Азия) с устранением изначально проигрышных для нашей страны рыночных ситуаций с оборотом энергоресурсов и устранения катастрофических ситуаций, вызванных диким рынком и масштабными энергоспекуляциями типа Калифорнийского кризиса в США, а также облегчить решение энергопроблем Калининградской области и развитие объединенной энергосистемы государств – членов Таможенного союза (и др.) на выгодных для нашей страны организационных принципах и технологических решениях.
Сотрудничество с зарубежными государственными и международными энергетическим институтами, а также энергокорпорациями США, Германии, Китая и т.п., в том числе с учетом будущего вступления нашей страны в ВТО, по развитию интеллектуальных энергосетей может быть реализовано с инновационным трансфертом из-за рубежа важных организационно-технологических схем, оборудования и технологий smart grid, но с ориентацией на импортозамещение ключевых аппаратно-программных узлов (блоков) на российские разработки на основе типовых технологических решений, подготовленных ОАО «ФСК ЕЭС», инвестпроектов, согласованных с Минэнерго России и ФСТ России, списка отобранных российских и зарубежных поставщиков оборудования.
Формирование в ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК», ОАО «Интер РАО ЕЭС», ОАО «Газпром» и других энергокомпаниях пула патентов на интеллектуальные сети с соответствующей их финансовой оценкой позволит резко увеличить активы российской энергетики, создать обеспечение под привлечение на благоприятных условиях иностранных инвестиций, а также поднять инновационный имидж нашей страны. На основе бизнес-модели электроэнергетических компаний с опорой на пул патентов на интеллектуальные сети формируется качественно новая модель: роста капитализации энергетической системы России; роста капитализации всей экономики России; ускорения показателей экономического роста нашей страны, в том числе увеличения ВВП; роста рейтинга и значения России и ее руководства в глобальной системе геополитических координат с учетом сложившейся практики монетизации в такой статус возможностей мультипликации (например, США, Япония, Южная Корея) на основе нематериальных активов базовой стоимости активов национальной экономики.
Таким образом, внедрение в российской экономике интеллектуальных сетей smart grid позволит России занять свое место как участника авангарда «гонки инновационных технологий» с перераспределением в свою пользу существенной части мирового пирога сверхприбылей или как минимум консолидированной добавленной стоимости в рамках сложившегося и будущего международного разделения труда, так как внедрение smart grid конфигурирует: технологическую и территориальную структуру национальной экономики, в том числе структуру инновационности производства и оптимальности формирования и реализации энергохозяйственных взаимосвязей; организационно-технологические
условия вхождения энергетики России в объединяющиеся межстрановые энергетические рынки и перелив энергоресурсов с соответствующей плавающей доходностью этого вида деятельности для российской стороны; эффективность использования национальных государственных и корпоративных финансовых ресурсов и привлеченных иностранных инвестиций, вкладываемых в электроэнергетические инвестиционные проекты, и степень мультиплицирующей роли этих ресурсов при генерации экономического эффекта как для национального хозяйства, так и для инвестора.
Внедрение smart grid позволит снизить: «интеллектуальную ренту» в пользу государств, экспортирующих в Россию технологии smart grid (США, Германия и т.п.); «индустриальную ренту» в пользу государств, экспортирующих в Россию оборудование для smart grid (Китай, Южная Корея и т.п.); «финансовую ренту» в пользу государств, участвующих в финансировании этих проектов; «экспортной ренты» в пользу государств, куда Россия поставляет энергетические и сырьевые ресурсы (часто по недостаточно выгодным ценам) для получения финансовых средств, чтобы расплатиться за поставки из-за рубежа вышеперечисленных инновационно-индустриально-финансовых и т.п. продуктов. Даже при финансировании таких проектов российскими структурами реальным источником финансовых ресурсов инвестора очень часто являются заимствования на международных финансовых рынках.
Кроме того, smart grid конфигурирует структуру реально складывающегося в стране баланса топливно-энергетических ресурсов, включая: соотношение различных видов топлива и энергии; их использование при производстве электроэнергии и тепла; формирование соответствующих производящих, транспортных, распределительных мощностей и сбытовой инфраструктуры и вытекающие отсюда тарифно-ценовые диспропорции по регионам, дотационность региональных бюджетов, отсутствие равных конкурентных условий для производителей, снижение количества рабочих мест, социальную напряженность населения в стагнационных регионах и населенных пунктах.
Внедрение smart grid позволит:
– создать основу для системной оптимизации энергоэффективности всей экономики страны, включая ЖКХ, по цепочке энергетических, энергоемких или энергозависимых бизнесов с повышением конкурентоспособности продукции всех отраслей, ориентированной как на внутреннее потребление, так и на экспорт;
– снизить объемы нового строительства в электроэнергетике с соответствующим снижением тарифно-ценовой нагрузки на потребителей и экономией финансовых средств государства;
– создать основу для повышения эффективности управления в различных сферах предметной деятельности.
В следствие этого возникнет взаимодействие интеллектуальных сетей внутри отраслей: между электроэнергетикой, газоснабжением, теплоснабжением («умная энергетика – умные газовые сети», «умная энергетика – умные теплосети», «умная энергетика – умные энергосбыты», «умная энергетика – умный дом»); взаимодействие интеллектуальных сетей между отраслями: «умная энергетика – умное энергопотребление предприятий»; «умная энергетика – умные дороги (транспорт)» и т.п.; постепенную интеграцию такого – интеллектуального – управления в бизнес-секторе с проектами развития электронных информационных систем органов государственного управления:
– отраслевого управления (ситуационно-кризисные центры федеральных министерств);
– регионального управления (ситуационные центры администраций областей и проекты электронного правительства).
В перспективе возможно использование формирующихся в рамках smart grid вычислительных мощностей для создания (корпоративных, территориальных, отраслевых и межотраслевых) компьютерных кластеров и систем распределенных вычислений (grid), используемых для решения оптимизационных задач в автоматизированном режиме в бизнесе и госуправлении на качественно более высоком уровне оптимизируемых объектов, объемов информации, количестве показателей и с неизмеримо большей степенью детализации, чем сейчас.
Будет создана основа для регулирования оптового и розничного рынка (вплоть до отдельного потребителя) с элементами саморегуляции с учетом идущего перехода от прямого государственного тарифно-ценового регулирования (через ФСТ России и РЭК регионов) к полному рыночному ценообразованию и рынкам электроэнергии и мощности, природного и сжиженного газа и т.п.; основа для повсеместного внедрения малой и альтернативной, включая возобновляемую, энергетики; сформирована самовосстанавливающаяся структура энергоснабжения с повышением живучести систем энергоснабжения, надежности качества поставок электроэнергии, снижения аварийности и сроков восстановления при авариях и происшествиях.
Будет обеспечено повышение технологической и экономической эффективности эксплуатации энергосистем за счет оптимизации режимов эксплуатации, текущего и капитального ремонта, реконструкции и модернизации.
В перспективе – с развитием интеллектуальных сетей в электроэнергетике и других отраслях экономики России при их интеграции создается инструмент управления экономикой страны на качественно более высоком уровне, чем это было в СССР и есть сейчас. Причем в связи с объективной сегментивной корпоративно-региональной структурой электроэнергетики других стран (в первую очередь США и Западной Европы) у них такой уровень управления достигнут быть не может по объективным причинам.
Одновременно формирование интеллектуальной энергетической системы России создаст механизм управления и регулирования энергетикой и экономикой, не уступающий в ближайшей и далекой перспективе странам с жестким централизованным управлением, например Китаю, с учетом тех геостратегических приоритетов и задач энергетического развития, которые эти страны перед собой ставят.
Такая система становится чрезвычайно эффективным инструментом геоэкономического и геополитического управления в России, не только поддерживающей единство разнесенных регионов и экономических комплексов нашей страны, но и в качестве инструмента, обеспечивающего национальный суверенитет и возможность противодействовать внешнему давлению в энергетической сфере в его организационных, технологических и т.п. формах (в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций военного, природного и т.п. характера), и инструмента интеграции (с опорой на российский организующий центр) энергетических систем и экономик республик СНГ, а также ряда других близлежащих стран Азии и Европы.
Таким образом, развитие интеллектуальной энергетической системы становится точкой бифуркации сохранения – реального – экономико-энергетического суверенитета России и гарантией устойчивого социально-экономического роста на основе инновационной модернизации.
Смотрите также:
Интеллектуальная электроэнергетика
- Опубликовал: energy
- Дата: 23-07-2011, 04:52
- Категория: Новости » Интеллектуальная электроэнергетика
Глобализация и усиление конкурентной борьбы за мировые и национальные товарные и финансовые рынки диктуют необходимость модернизации экономики России на основе использования перспективных научно-технических решений, становления ее на энергоэффективный путь развития. Это влечет за собой необходимость в разработке новых подходов к развитию российской энергетики, контуры которых определяются приоритетами, обозначенными Президентом и Правительством Российской Федерации.
Международная конкуренция в сфере обеспечения энергоэффективности экономики в последний период во многом перешла в сферу формирования так называемых «умных», или интеллектуальных, энергосетей (smart grid). В США и Западной Европе уже реализуется ряд крупных и еще больше мелких проектов по переходу электроэнергетики и ЖКХ на интеллектуальные сети [3].
Этому вопросу за рубежом уделяется крайне серьезное внимание, включая, например, личное внимание президента США Б. Обамы, руководства Евросоюза и КНР.
В этих условиях Президент и Правительство Российской Федерации поставили министерствам, ведомствам, а также энергетическим корпорациям нашей страны задачу по разработке и реализации проектов по переходу электроэнергетики России на интеллектуальные сети.
На Санкт-Петербургском международном экономическом форуме (2010) был проведен «круглый стол» «Умные сети – Умная энергетика – Умная экономика» с участием руководителей ведущих энергетических ТНК мира. Министр энергетики России С. И. Шматко в своем выступлении на заседании «круглого стола» отметил, что модернизация национальной экономики подразумевает следующие задачи для электроэнергетической отрасли: инновационный характер перехода к технологиям ХХI века и программу модернизации через внедрение интеллектуальных сетей. Помощник Президента Российской Федерации А. В. Дворкович там же подчеркнул, что развитие интеллектуальных сетей является одним из приоритетных проектов комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, которую возглавляет Президент Российской Федерации.
27 сентября 2010 года Российская академия наук и ОАО «ФСК ЕЭС» подписали соглашение о сотрудничестве, включающее положения о формировании и реализации научно-технической и инновационной политики, развитии и внедрении инновационных решений в электроэнергетике.
По инициативе ОАО «ФСК ЕЭС» и ФГУ «РЭА» для разработки соответствующей концепции была создана рабочая группа, включающая академиков РАН, представителей Минэнерго России (ФГУ «РЭА»), представителей ведущих энергокомпаний нашей страны и профессионального сообщества экспертов в области энергетики. ОАО «НТЦ электроэнергетики» при участии рабочей группы была подготовлена «Концепция развития интеллектуальной электроэнергетической системы России с активно-адаптивной сетью», которая в настоящий момент проходит обсуждение в заинтересованных российских энергетических корпорациях и государственных ведомствах.
ФГУ «Российское энергетическое агентство» с учетом положений «Концепции развития интеллектуальной электроэнергетической системы России с активно-адаптивной сетью» сформирована Технологическая платформа «Интеллектуальная энергетическая система России», которая проходит сейчас соответствующее оформление и детализируется по срокам и участникам. Участниками ТП «Интеллектуальная энергетическая система России» выразили желание стать более 100 предприятий, организаций и государственных ведомств.
Понятие «умной» сети (smart grid) охватывает сегодня во всем мире одно из важнейших направлений развития рынка и технологий, представленных на нем в сфере передачи и распределения энергии. По сути дела, речь идет о технологиях, которые способны сделать электрическую сеть и ее нагрузку транспарентными и управляемыми:
– зарубежные «умные» сети – это реализация двусторонних коммуникативных обменов в цифровом формате всех участников производства, распределения, накопления и потребления электроэнергии;
– российские «умные» сети – это комплексная модернизация и инновационное развитие всех субъектов электроэнергетики на основе передовых технологий и сбалансированных проектных решений глобально на всей территории страны.
Однако необходимо отметить, что в большинстве российских энергокорпораций и многих государственных ведомствах формирование и развитие «умных» энергосетей пока понимается чрезвычайно узко, как некий сегмент лоскутной автоматизации именно энергосетевого комплекса в рамках модной инновационно-модернизационной темы.
В то же время базовые характеристики нового формата геоэнергетической суверенности России на основе перехода к интеллектуальной электроэнергетической системе определяются следующим.
В условиях идущего объединения энергорынков (Россия–СНГ, Россия–Европа, Россия–Азия) встал вопрос о синхронизации и интеграции работы энергосетей как системной инфраструктуры энергетики. В рамках такой тенденции формирование собственных технических разработок и организационно-управленческих схем как основы создания и функционирования систем автоматизированного управления энергетическим комплексом России фактически является форматом сохранения реальной энергосуверенности нашей страны. Вопрос стоит так: кто и откуда (из России или из-за рубежа) фактически будет управлять режимами энергоснабжения и управления перетоками электроэнергии в экономике нашей страны?
Формирование интеллектуальных энергосетей на основе магистральных энергосетей ОАО «ФСК ЕЭС» логически – для обеспечения системной эффективности – требует продолжения на распределительные энергосети (ОАО «Холдинг МРСК»), теплосети, энергопотребителей, включая население и промышленные предприятия, взаимоувязки с энергогенерацией и энергосбытами, взаимодействия с отраслевым (Минэнерго России, Минпромторг России, Минрегион России и т.п.) и территориальным (субъекты РФ) государственным управлением, а также структурами МЧС России, Ростехнадзора и т.п. Именно в этом случае будет обеспечена надежность энергоснабжения и энергоэффективность, включая прозрачность движения энерго- и финансовых потоков, снижение эксплуатационных затрат, оптимизацию расположения и развития крупных объектов энергогенерации и энергопотребления.
Возможности системной оптимизации энергоэффективности – на основе интеллектуальных энергосетей – по последовательной цепочке взаимосвязанных энергетических бизнесов и энергозависимых производственно-торговых бизнесов требуют формирования сквозных технологических и управленческих решений и типовых проектов, согласованных в отраслевом и территориальном аспектах исходя из ключевого звена энергосетей ОАО «ФСК ЕЭС». Закольцовка посегментной оптимизации энергоэффективности позволит обеспечить полный цикл автоматизированного управления энергоснабжением и оптимизацию энергоэффективности всего народнохозяйственного комплекса на принципах Единой энергетической системы страны, что не может быть достигнуто в США и ЕС, и подтвердит эффективность управленческих подходов, реализуемых российским руководством.
Увязка проектов интеллектуальных сетей, «умного» энергоснабжения и «умного» энергопотребления позволит обеспечить безопасность управления энергообъектами страны во всех ее аспектах, включая: защиту от системных информационных атак по телекоммуникационным сетям с территории нашей страны и из-за рубежа; работу во время чрезвычайных ситуаций техногенного, природного, террористического, военного и т.п. характера; устранение любого характера системных сбоев как естественного, так и инициированного характера и др.
Формирование комплекса взаимосвязанных интеллектуальных энергосетей и энергообъектов позволит строить рыночные энергоотношения как внутри страны, так и путем внешнеэкономического объединения национальных и международных энергорынков (СНГ, Европа, Азия) с устранением изначально проигрышных для нашей страны рыночных ситуаций с оборотом энергоресурсов и устранения катастрофических ситуаций, вызванных диким рынком и масштабными энергоспекуляциями типа Калифорнийского кризиса в США, а также облегчить решение энергопроблем Калининградской области и развитие объединенной энергосистемы государств – членов Таможенного союза (и др.) на выгодных для нашей страны организационных принципах и технологических решениях.
Сотрудничество с зарубежными государственными и международными энергетическим институтами, а также энергокорпорациями США, Германии, Китая и т.п., в том числе с учетом будущего вступления нашей страны в ВТО, по развитию интеллектуальных энергосетей может быть реализовано с инновационным трансфертом из-за рубежа важных организационно-технологических схем, оборудования и технологий smart grid, но с ориентацией на импортозамещение ключевых аппаратно-программных узлов (блоков) на российские разработки на основе типовых технологических решений, подготовленных ОАО «ФСК ЕЭС», инвестпроектов, согласованных с Минэнерго России и ФСТ России, списка отобранных российских и зарубежных поставщиков оборудования.
Формирование в ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК», ОАО «Интер РАО ЕЭС», ОАО «Газпром» и других энергокомпаниях пула патентов на интеллектуальные сети с соответствующей их финансовой оценкой позволит резко увеличить активы российской энергетики, создать обеспечение под привлечение на благоприятных условиях иностранных инвестиций, а также поднять инновационный имидж нашей страны. На основе бизнес-модели электроэнергетических компаний с опорой на пул патентов на интеллектуальные сети формируется качественно новая модель: роста капитализации энергетической системы России; роста капитализации всей экономики России; ускорения показателей экономического роста нашей страны, в том числе увеличения ВВП; роста рейтинга и значения России и ее руководства в глобальной системе геополитических координат с учетом сложившейся практики монетизации в такой статус возможностей мультипликации (например, США, Япония, Южная Корея) на основе нематериальных активов базовой стоимости активов национальной экономики.
Таким образом, внедрение в российской экономике интеллектуальных сетей smart grid позволит России занять свое место как участника авангарда «гонки инновационных технологий» с перераспределением в свою пользу существенной части мирового пирога сверхприбылей или как минимум консолидированной добавленной стоимости в рамках сложившегося и будущего международного разделения труда, так как внедрение smart grid конфигурирует: технологическую и территориальную структуру национальной экономики, в том числе структуру инновационности производства и оптимальности формирования и реализации энергохозяйственных взаимосвязей; организационно-технологические
условия вхождения энергетики России в объединяющиеся межстрановые энергетические рынки и перелив энергоресурсов с соответствующей плавающей доходностью этого вида деятельности для российской стороны; эффективность использования национальных государственных и корпоративных финансовых ресурсов и привлеченных иностранных инвестиций, вкладываемых в электроэнергетические инвестиционные проекты, и степень мультиплицирующей роли этих ресурсов при генерации экономического эффекта как для национального хозяйства, так и для инвестора.
Внедрение smart grid позволит снизить: «интеллектуальную ренту» в пользу государств, экспортирующих в Россию технологии smart grid (США, Германия и т.п.); «индустриальную ренту» в пользу государств, экспортирующих в Россию оборудование для smart grid (Китай, Южная Корея и т.п.); «финансовую ренту» в пользу государств, участвующих в финансировании этих проектов; «экспортной ренты» в пользу государств, куда Россия поставляет энергетические и сырьевые ресурсы (часто по недостаточно выгодным ценам) для получения финансовых средств, чтобы расплатиться за поставки из-за рубежа вышеперечисленных инновационно-индустриально-финансовых и т.п. продуктов. Даже при финансировании таких проектов российскими структурами реальным источником финансовых ресурсов инвестора очень часто являются заимствования на международных финансовых рынках.
Кроме того, smart grid конфигурирует структуру реально складывающегося в стране баланса топливно-энергетических ресурсов, включая: соотношение различных видов топлива и энергии; их использование при производстве электроэнергии и тепла; формирование соответствующих производящих, транспортных, распределительных мощностей и сбытовой инфраструктуры и вытекающие отсюда тарифно-ценовые диспропорции по регионам, дотационность региональных бюджетов, отсутствие равных конкурентных условий для производителей, снижение количества рабочих мест, социальную напряженность населения в стагнационных регионах и населенных пунктах.
Внедрение smart grid позволит:
– создать основу для системной оптимизации энергоэффективности всей экономики страны, включая ЖКХ, по цепочке энергетических, энергоемких или энергозависимых бизнесов с повышением конкурентоспособности продукции всех отраслей, ориентированной как на внутреннее потребление, так и на экспорт;
– снизить объемы нового строительства в электроэнергетике с соответствующим снижением тарифно-ценовой нагрузки на потребителей и экономией финансовых средств государства;
– создать основу для повышения эффективности управления в различных сферах предметной деятельности.
В следствие этого возникнет взаимодействие интеллектуальных сетей внутри отраслей: между электроэнергетикой, газоснабжением, теплоснабжением («умная энергетика – умные газовые сети», «умная энергетика – умные теплосети», «умная энергетика – умные энергосбыты», «умная энергетика – умный дом»); взаимодействие интеллектуальных сетей между отраслями: «умная энергетика – умное энергопотребление предприятий»; «умная энергетика – умные дороги (транспорт)» и т.п.; постепенную интеграцию такого – интеллектуального – управления в бизнес-секторе с проектами развития электронных информационных систем органов государственного управления:
– отраслевого управления (ситуационно-кризисные центры федеральных министерств);
– регионального управления (ситуационные центры администраций областей и проекты электронного правительства).
В перспективе возможно использование формирующихся в рамках smart grid вычислительных мощностей для создания (корпоративных, территориальных, отраслевых и межотраслевых) компьютерных кластеров и систем распределенных вычислений (grid), используемых для решения оптимизационных задач в автоматизированном режиме в бизнесе и госуправлении на качественно более высоком уровне оптимизируемых объектов, объемов информации, количестве показателей и с неизмеримо большей степенью детализации, чем сейчас.
Будет создана основа для регулирования оптового и розничного рынка (вплоть до отдельного потребителя) с элементами саморегуляции с учетом идущего перехода от прямого государственного тарифно-ценового регулирования (через ФСТ России и РЭК регионов) к полному рыночному ценообразованию и рынкам электроэнергии и мощности, природного и сжиженного газа и т.п.; основа для повсеместного внедрения малой и альтернативной, включая возобновляемую, энергетики; сформирована самовосстанавливающаяся структура энергоснабжения с повышением живучести систем энергоснабжения, надежности качества поставок электроэнергии, снижения аварийности и сроков восстановления при авариях и происшествиях.
Будет обеспечено повышение технологической и экономической эффективности эксплуатации энергосистем за счет оптимизации режимов эксплуатации, текущего и капитального ремонта, реконструкции и модернизации.
В перспективе – с развитием интеллектуальных сетей в электроэнергетике и других отраслях экономики России при их интеграции создается инструмент управления экономикой страны на качественно более высоком уровне, чем это было в СССР и есть сейчас. Причем в связи с объективной сегментивной корпоративно-региональной структурой электроэнергетики других стран (в первую очередь США и Западной Европы) у них такой уровень управления достигнут быть не может по объективным причинам.
Одновременно формирование интеллектуальной энергетической системы России создаст механизм управления и регулирования энергетикой и экономикой, не уступающий в ближайшей и далекой перспективе странам с жестким централизованным управлением, например Китаю, с учетом тех геостратегических приоритетов и задач энергетического развития, которые эти страны перед собой ставят.
Такая система становится чрезвычайно эффективным инструментом геоэкономического и геополитического управления в России, не только поддерживающей единство разнесенных регионов и экономических комплексов нашей страны, но и в качестве инструмента, обеспечивающего национальный суверенитет и возможность противодействовать внешнему давлению в энергетической сфере в его организационных, технологических и т.п. формах (в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций военного, природного и т.п. характера), и инструмента интеграции (с опорой на российский организующий центр) энергетических систем и экономик республик СНГ, а также ряда других близлежащих стран Азии и Европы.
Таким образом, развитие интеллектуальной энергетической системы становится точкой бифуркации сохранения – реального – экономико-энергетического суверенитета России и гарантией устойчивого социально-экономического роста на основе инновационной модернизации.
Смотрите также:
Также рекомендуем:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.