- ГЭС, Россию, США, Сирия, армия, газ, для, его, из, как, которые, марс, на, на кто тех, на по ДНР что Народной, на что США по для, на что море Черном НАТО, на что по США России, на что по как это, не, не что для как от, не что по это как, нефтегаз, нефть, по, против, российские, российского, снарядов, территории, того, том, тэк, что, что заявил, что не США это по, что не том, что сообщает, это, этом
Показать все теги
-
ВС РФ продвигаются на Авдеевском направлении
Группировка войск «Центр» вошла на окраину с. -
Американский генерал признал, что учения НАТО проводятся против России
Этой весной около 90 тыс. военнослужащих НАТО -
Байден подписал закон о финансировании конфликта на Украине
Президент США также обвинил Китай, Иран и -
Шольц: мы — страны НАТО — не воюем с Россией
Канцлер Германии сделал очередной громкое -
«Связка прочна как никогда»: что Россия и Китай готовят Западу
Глава российского МИД Сергей Лавров завершил
Хочешь сделать хорошо – сделай сам
- Опубликовал: Energy
- Дата: 13-10-2014, 06:30
- Категория: Новости, Политика » Хочешь сделать хорошо – сделай сам
Российские власти, ученые и компании, занимающиеся добычей ресурсов на арктическом шельфе, признают, что необходимых технологий сейчас недостаточно, и взять их за границей уже не получится, поэтому они готовы объединиться, чтобы общими усилиями создать новую арктическую отрасль.
Сейчас в это сложно поверить, но продолжительное время Арктика оставалась практически никому не интересным ни в экономическом, ни в политическом отношении регионом. Теперь ситуация выглядит с точностью наоборот – на лакомый кусок, по приблизительным оценкам содержащий не меньше 20-25% мировых запасов нефти и газа, обратили свое внимание не только транснациональные корпорации и приарктические государства (Россия, Канада, Дания и Норвегия), но и те страны, которые не имеют выхода к Арктике, вроде Швеции, Великобритании и Китая.
На равном старте
Участники конференции Offshore Marintec Russia пришли к консенсусу, что в нынешней ситуации России не стоит откладывать реализацию арктического проекта в долгий ящик, если она намеревается успеть к разделу пирога. Тем более что пока все претенденты находятся примерно в равных условиях – технологических преимуществ в этом специфическом с точки зрения климата регионе пока нет ни у одной из стран.
«На суше крупных месторождений практически не осталось, поэтому сама жизнь требует от нас думать на перспективу, выходить на новые и часто труднодоступные регионы, один из которых Арктика», – говорит вице-президент компании «Роснефть» Андрей Шишкин. Согласно подсчетам «Газпрома» России принадлежит 46% арктического шельфа, на котором сосредоточены две трети разведанных крупных месторождений нефти и газа.
«Мы приходим в Арктику, не имея технологий бурения и добычи и транспортировки нефти и газа, – уточняет председатель Научного совета РАН по геологии и разработке нефтяных и газовых месторождений Алексей Конторович. – Не надо тешить себя иллюзиями, что мы можем их позаимствовать у каких-то более развитых, чем Россия, стран. Этих технологий просто нет – в зонах развития многолетних льдов ни одна страна, включая Норвегию и Канаду, еще не работала. Нам придется создавать в партнерстве или, если санкции будут мешать, без него свои, отечественные, технологии освоения этих ресурсов и свое оборудование». По его словам, эти задачи должны быть прописаны в государственной программе, в которой необходимо упорядочить вопросы геологоразведки, оборудования и технологий, подкрепленные научным сопровождением. «Без этого, рассредоточив деньги по отдельным корпорациям, мы эти проблемы не решим», – подчеркивает эксперт.
Замещай и властвуй
Обозначенный государством курс на импортозамещение заставил представителей топливно-энергетического комплекса задуматься о перспективах развития отрасли. «Импортное оборудование даже с учетом таможенных пошлин сегодня дешевле, чем российское, потому что накладные расходы существенно ниже», – констатирует генеральный директор ООО «Кинеф» Валерий Сомов. По его подсчетам, 61,7% оборудования и арматуры, которые применяются на комплексе глубокой переработки нефти, импортируется, а 38,3% производится в России. В случае с печным оборудованием, компрессорами и регулирующими клапанами и отсекателями импорт составляет все 100%. В свою очередь в ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (КГНЦ) приводят цифры по отечественному судостроению, где в некоторых случаях зависимость судостроительных разработок от зарубежных комплектующих достигает 40-50%.
Разделение труда можно встретить при создании полупогружных плавучих буровых установок. К примеру, в случае с платформами «Полярная звезда» и «Северное сияние» постройку верхнего основания брала на себя компания Samsung Heavy Industries, в то время как нижнее основание (понтоны) было построено Выборгским судостроительным заводом.
Равнение на флот
По прогнозам Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) через 16 лет для освоения Арктического шельфа понадобится целый флот – около 50 единиц платформ и терминалов, 85 транспортных и 100 вспомогательных судов. Заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Валерий Голубев рассказывает, что по 39 лицензиям на шельфе их компании в пределах 10 лет необходимо получить от промышленности порядка 30 вспомогательных судов различного класса, а также около десяти платформ, на которых будет осуществляться добыча нефти и газа. «Вспомогательных судов, платформ такого класса и в таком количестве нет не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, – говорит топ-менеджер. – Перспективу мы видим в работе с КГНЦ».
«За предыдущие годы ими по нашему заказу была разработана целая линейка судов, которые могут выполнять практически все вспомогательные функции и при этом строятся на одном модульном варианте. На наш взгляд – это наиболее перспективный вариант, когда основные корпусные работы носят серийный характер, а уже конкретное наполнение зависит от персональных условий работы на конкретном месторождении. Техническая документация вполне может быть передана заводам-изготовителям, которые могли бы работать по нашим заказам», – добавляет Валерий Голубев. Производственный план «Газпрома» он оценил в 100 млрд рублей, пояснив, что эту сумму судостроительные заводы могут получить для развития и модернизации своего производственного потенциала. Также Валерий Голубев выразил заинтересованность в российской технике для подводного обустройства месторождений.
В принципе такие флагманы судостроительной отрасли Санкт-Петербурга, как ОСК и КГНЦ, готовы переориентироваться на арктический вектор, если для них будет выработан четкий портфель заказов. «Количество заказов, которые мы имеем сейчас, не идет ни в какое сравнение с тем, сколько заказов мы могли бы получить. Мы должны четко понимать, сколько, что, в какие сроки и что там внутри должно быть, то есть степень локализации того оборудования, которое там должно быть установлено. Имея эти четыре параметра, мы те средства, которые получаем от собственной деятельности, и те средства, которые нам выделяет государство, имеем возможность заблаговременно вкладывать в проектные мощности, на которых будет производиться строительство судов, в первую очередь для Арктики», – обозначил свою позицию директор департамента по военно-техническому сотрудничеству ОСК Алексей Дикий. К текущему моменту на счету структур ОСК участие в создании платформы «Приразломная», плавучей буровой установки «Арктическая», а также несколько проектов ледоколов.
Его пример – другим наука
По мнению Алексея Конторовича, в вопросе создания собственных технологий и оборудования на первый план выдвигается наука, причем не столько фундаментальная, сколько прикладная. «В советских атомном или космическом проектах впереди сначала шла наука, которая очень быстро переходила в высокие инженерные и технологические решения. Здесь должен быть реализован тот же подход», – заключил академик. Именно инжиниринг как основа трансфера технологий должен способствовать росту отечественно промышленного потенциала. При этом, как ни странно, но такой вид деятельности, как инжиниринг пока даже отсутствует в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД). Тем не менее в Петербурге на базе КГНЦ был создан Арктический инжиниринговый центр, призванный быть поставщиком технических решений для региона. Примечательно, что подобные центры существуют в таких странах, как Германия или Великобритания, но в России подобных аналогов до этого не было. На базе данного инжинирингового центра существует возможность реализации полного цикла производства – от идеи до разработки экспериментального образца, рассказывают в организации. Проект многокорпусного ледокола, разработанный в КГНЦ, получил награду от Минэнерго в номинации «Развитие науки и техники». Такой ледокол позволяет прокладывать достаточно широкий канал, чтобы позволить судам свободно перевозить по нему грузы в дальнейшем. Стоимость ледокола составляет порядка 35 млрд рублей. Для сравнения, до этого для выполнения данных задач требовалось два ледокола – атомный и дизельный, цена которых составляла около 50 млрд рублей.
Стоит отметить, что петербургские судостроительные компании (такие как концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор», ЦКБ морской техники «Рубин», «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» и др.) также выступают поставщиками инженерных решений для освоения шельфа Дальнего Востока. Сейчас в начальной стадии реализации находится проект по созданию межотраслевой технологической платформы силами морских роботизированных систем, в создании которой задействованы и петербургские, и московские, и дальневосточные ученые и инженеры. И это очень показательный пример, когда технологии связывают два крайних региона России – Северо-Запад и Дальний Восток. При правильном подходе к этому вопросу бизнеса, а также системной господдержке в перспективе может сформироваться своеобразная Северо-Восточная технологическая дуга, когда вдоль уже существующего Северного морского пути будут развиваться и применяться новые технологии, связывающие через Арктику Северо-Западную, европейскую частью страны и дальневосточные регионы.
Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.
Смотрите также:
Также рекомендуем:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.